06/04/2016
Topics: Economic diplomacy
Regions: Russian Federation and Central Asia
Publications: Comment
Цена на нефть продолжает ползти вниз. В то время, как в российском бюджете заложено 50 долларов, реальная стоимость опустилась ниже отметки 40. Какая цена станет для России критической – в колонке эксперта Совета внешней политики “Украинская призма” Андрея Чубыка для Обозревателя.
Цена на нефть падает и поднимается в диапазоне нескольких долларов, что кардинально не меняет картину валютных доходов. РФ максимально нарастила добычу, превысив все пики, включая даже советских времен. Это сигнализирует о необратимости процесса технического отставания нефтеперерабатывающей отрасли и острой необходимости в постоянном притоке валюты. Вместе с тем, РФ, не являясь социально ответственным государством, спокойно сокращает или не финансирует программы здравоохранения, образования, развития регионов. Власти спокойно идут на ограничения, от которых у их западных коллег вставали бы волосы дыбом и летели в тарарам политические рейтинги.
Информационная картинка переключила понятийный аппарат большинства граждан в режим “осажденная крепость”, “затягивание поясов”.
В ЕС и РФ несовместимые понятия на несколько порядков, то, что в ЕС будет считаться “дном”, ниже которого возможен только социальный взрыв, для большинства регионов РФ – обыденное явление.
Пока у Путина есть деньги для оплаты силовиков, он может рассчитывать на сохранение власти. При текущем уровне воздействия санкций и самоизоляции необратимые процессы в стране начнутся не ранее, чем через несколько лет, на протяжении которых намного более разрушительные процессы можно ожидать в самом ЕС под воздействием роста радикальных движений и российской пропаганды, на что и рассчитывает Путин. Единственный достаточно быстрый и невоенный метод – ограничить покупку сырьевых материалов из РФ, включая газ, нефть, уголь.