Беларусь “закручивает гайки” перед выборами

Арсений СИВИЦКИЙ, Центр стратегических и внешнеполитических исследований (Минск, Беларусь)

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Парламентская и президентская избирательные кампании вот-вот стартуют в Беларуси, поэтому власть продолжает “закручивать гайки” на внутриполитическом поле и делает ставку на кадры. В то же время правительство вынуждено пойти на либерализацию экономической политики, в том числе и из-за невозможности договориться с Россией по вопросам нефти и газа.

Внутренняя политика

Предвыборная «вакханалия»

Весь ноябрь белорусские власти посылали сигналы о подготовке к проведению избирательных кампаний 2019–2020 годов (президентские и парламентские выборы). Многие события на внутриполитическом поле укладывались в мобилизационную логику. Александр Лукашенко в ходе принятия кадровых решений подтвердил свою обеспокоенность предстоящими кампаниями, назвав их «политической вакханалией», которая продлится  полтора года. В рамках данной подготовки Александр Лукашенко назначил новым мэром Минска бывшего министра транспорта Анатолия Сивака. Одно из первых ему поручений − серьезно обновить всю управленческую вертикаль столицы.

Тем временем белорусское правительство усилило контроль усиления над информационным полем и утвердило положение о порядке предварительной идентификации пользователей интернет-ресурса, сетевого издания. Данный документ вводит обязательную   идентификацию посредством мобильного телефона (получения СМС) для всех лиц, желающих комментировать материалы интернет-СМИ. Одна учетная запись при этом может быть «привязана» только к одному телефону и наоборот.

Продолжая курс на стимулирование занятости населения, белорусские власти запустили работу базы данных «тунеядцев», в которую попало порядка 500 тысяч человек. С 1 декабря в стране начала действовать база незанятых в экономике, а с 1 января 2019 года «тунеядцы» будут вынуждены платить за коммунальные услуги по полному тарифу. Данная мера, возможно, позволит увеличить поступления от населения, однако может иметь негативные общественно–политические последствия. Под действие обновленного «антитунеядского декрета» подпадает то же количество граждан, что и в начале 2017 года, что привело к массовым протестам в феврале–марте 2017 года. Подобная ситуация может повториться вновь, особенно на фоне ухудшения социально-экономической обстановки.

Экономика

Признание ошибок и актуализация «рыночной» повестки

В ноябре 100 дней работы отметил новый состав правительства Беларуси, который ранее получил полное одобрение программы на 2018 и 2019 годы. Главная цель программы – рост экономики и повышение уровня жизни населения, что автоматически предполагает либерализацию экономической политики (поскольку решение данной задачи исключительно административными методами невозможно по финансовым причинам). При этом главным методом решения данной задачи премьер-министр Сергей Румас назвал создание условий, когда «каждый белорус может сам заработать на достойный уровень жизни». Соответственно, главными регулятивными принципами работы стали равенство всех форм собственности и невмешательство в добросовестную конкуренцию. Другой важной «реформаторской» задачей в работе правительства до 2020 года является разделение функций собственника и регулятора в управлении организациями с долей государственной собственности. Одновременно с этим правительство прямо сформулировало задачу дальнейшего сокращения финансовой поддержки предприятий государственного сектора. В этих целях будет разработана Государственная программа управления финансами. Результатом принимаемых мер должно стать ежегодное снижение не менее чем на 10% расходов бюджета на оказание всех видов государственной поддержки. При этом требования к оказанию самой государственной поддержки также существенно повысятся. Ее получение в индивидуальном порядке будет возможно в исключительных случаях и только по решению главы государства.

Усилия по реформе государственного сектора будут сосредоточены на внедрении системы корпоративного управления на 3,5 тысячах «стратегических организаций». По данным Национального статистического комитета, ВВП страны за десять месяцев увеличился на 3,5%. При этом рост по итогам девяти месяцев достигал 3,7%. Таким образом, в октябре экономика Беларуси выросла весьма незначительно. Индекс роста за октябрь оказался худшим в 2018 году. При этом белорусские власти вынуждены признать тот факт, что экономический рост в течение года был не только восстановительным, но и обусловленным благоприятной внешней конъюнктурой. Данные позитивные факторы перестают действовать, а структурных источников роста в экономике фактически не создано.

Внешняя политика

Международная обстановка ухудшается

Обострение международной обстановки и ухудшение экономической ситуации под влиянием событий в Украине и падением цен на нефть (на 25%) поставили белорусские власти в крайне шаткое и уязвимое положение, особенно перед Россией. Отношения между Минском и Москвой характеризовались сохранением серьезных противоречий. Кремль занял жесткую и бескомпромиссную позицию по вопросу компенсации потерь для Беларуси, вызванных налоговым маневром в российской нефтяной отрасли. Если белорусская сторона настаивает на фиксации компенсации в виде скидки на российскую нефть, то Москва готова пойти лишь на фиксированный в российских рублях межбюджетный трансфер. По оценкам российских аналитиков (Vygon Consulting), за шесть лет реализации налогового маневра дополнительные расходы Беларуси, связанные во многом с повышением цены российской нефти, составят в эквиваленте около $8 млрд. По подсчетам Министерства финансов Беларуси, в случае отсутствия какой-либо компенсации в течение шести лет «глобальные потери» для Беларуси составят порядка $10 млрд.

Не менее бескомпромиссную позицию Москва занимает и в вопросе снижения цен на российский газ для Беларуси после 2019 года. А Россельхознадзор продолжил принимать дискриминационные меры по блокированию поставок сельскохозяйственной продукции на российский рынок. При этом Россельхознадзор пожаловался в Евразийскую экономическую комиссию на «ложный транзит» запрещенной белорусской говядины и молочной продукции через территорию России, в результате которого она всё равно остается на российском рынке. На этом фоне заявления белорусских и российских дипломатов о единстве позиций по международной повестке дня, которые многократно звучали после совместной коллегии внешнеполитических ведомств 21 ноября, имеют, скорее, декларативное значение и нацелены на создание видимости солидарности. Минск в очередной раз заявил, что не стремится ни к членству в ЕС, ни к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, ни даже к преференциальному отношению со стороны Евросоюза.

По конфликту между Украиной и Россией было заявлено, что позиция Беларуси не является нейтральной. Белорусские власти также были вынуждены занять позицию наблюдателя в отношении «инцидента» в Керченском проливе. Белорусский МИД долго не комментировал ситуацию вообще, а в последующем только заявил о серьезной обеспокоенности официального Минска. При этом на практике белорусское руководство не пересмотрело свои гарантии безопасности соседним странам, включая Украину.

На этом фоне Александр Лукашенко стал усиливать критику ЕАЭС, прежде всего в связи с наличием барьеров и ограничений во взаимной торговле, намекая на возможный выход из этого интеграционного образования по аналогии с «Брекситом». Это традиционный прием белорусской дипломатии был направлен на выбивание уступок со стороны Москвы в преддверии саммитов ЕАЭС и СНГ в Санкт-Петербурге 6 декабря.