Упадок демократии в Молдове

Виктория Букатару, Ассоциация внешней политики Молдовы (Кишинев)

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Местные выборы, которые состоялись 3 июня 2018 года, повлияли как на внутреннюю политику Молдовы, так и на ее отношения с партнерами по развитию. Признание местных выборов в Кишиневе недействительными привело к политическому кризису и вызвало официальную критику евроатлантических партнеров. В результате Республика Молдова не получила первый транш макрофинансовой помощи. И не получит его до тех пор, пока не будут разрешены политические противоречия. Кроме того, пакет налоговых законов и амнистии капитала, одобренные в парламенте 26 июля, поставили под сомнение искренность властей и правящих политических элит добросовестно следовать дорожной карте ассоциации с Европой.

Серьезный политический кризис накануне парламентских выборов

Андрей Нэстасе, лидер политической платформы «Достоинство и правда», победил на местных выборах в Кишиневе, оставив позади Иона Чебана от Партии социалистов, с 52,57% голосов против 47,43%. Хотя международные наблюдатели и назвали выборы свободными и честными, Апелляционный суд Кишинева поддержал жалобу Партии социалистов на нарушение Андреем Нэстасе избирательного законодательства: в день выборов тот вел агитацию в социальных сетях. Исходя из этого, Апелляционный суд Кишинева признал досрочные выборы мэра столицы недействительными, а Верховный суд позже поддержал это решение. Такое решение и слабые аргументы суда воспринимаются в стране как вмешательство правящих политических элит в процесс правосудия. Оно указывает на несовершенную и уязвимую судебную систему. Чтобы снизить градус напряжения, представители Демократической партии предложили пересмотреть Избирательный кодекс, четко изложить статьи, касающиеся подобных инцидентов, и внести необходимые корректировки. И оппозиционные партии (политическая платформа «Достоинство и правда», Либерально-демократическая партия, партия «Действие и солидарность»), и основные партнеры Республики Молдова по развитию (европейские институты, государства-члены ЕС, США) выразили глубокую озабоченность отсутствием прозрачности, а также явной политизацией решения, которое подчеркнуло отсутствие независимого правосудия и деградацию демократических институтов. 5 июля Европейский парламент 343 голосами из 538 принял резолюцию о политическом кризисе в Молдове в связи признанием недействительными местных выборов в Кишиневе и серьезными отклонениями от основных принципов демократического государства. И в ЕС, и в США обратили внимание на потенциальные риски на грядущих парламентских выборах, назначенных на 24 февраля 2019 года.

Отказав в приведении к власти избранного мэра, граждан лишили фундаментального права: избирать и быть избранными. Таким образом, выборы в столице отложили до следующего года, когда должны состояться регулярные всеобщие местные выборы. Нынешний политический кризис подтверждает усиление автократии в Молдове и указывает на серьезные недостатки в инициированных реформах. Ситуация еще более опасна, учитывая  предстоящие парламентские выборы, которые, вопреки рекомендациям Венецианской комиссии, пройдут по смешанной избирательной системе.

Можно ли скрыть “кражу одного миллиарда”?

Еще один аспект, который затрагивает резолюция Европарламента, касается расследования крупного банковского мошенничества, которое произошло в 2014 году. Европейские партнеры сожалеют о незначительном прогрессе в расследовании и призывают власти восстановить доверие граждан и приложить максимум усилий, чтобы найти пропавший 1 миллиард долларов и привлечь к ответственности причастных к этому лиц, независимо от их политической принадлежности. Этот месседж в течение года несколько раз проявлялся в разных форматах сотрудничества и стратегических документах: и 26 февраля − на заседании Совета ЕС, и 5 апреля − в отчете о ходе реализации Соглашения об ассоциации Молдовы и ЕС, и 3 мая − на встрече Совета ассоциации Молдовы и ЕС.

Однако, несмотря на призывы партнеров, парламент Республики Молдова в двух чтениях и при отсутствии большинства парламентских фракций (либералов, коммунистов, либерал-демократов, социалистов) принял спорный пакет законов. В конце весенне-летней сессии 56 голосами депутатов от Демократической партии и Европейской народной (из 101 парламентария) был принят пакет налоговых инициатив и амнистии капитала. Спикер парламента Андриан Канду заявил, что правовые акты отвечают интересам граждан. А Игорь Додон напомнил о “положительном влиянии” подобных законов, разработанных им в 2006 и 2007 годах, которые, по его словам, получили поддержку зарубежных партнеров. Заявления президента Додона весьма осторожны, с учетом ранее высказанного им желания бороться с укоренившейся коррупцией и раскрыть дело о краже миллиарда. Можно предположить, что он молчаливо соглашается с утвержденными поправками и поддерживает своих так называемых “соперников”.

Потенциально взаимоотношения Додона и Партии социалистов, с одной стороны, и правящей коалицией, с другой стороны, можно рассматривать с точки зрения возможных договоренностей до и после парламентских выборов 2019 года. Такое сотрудничество уже имело место на президентских выборах 2016 года и совсем недавно – на выборах мэра Кишинева. Подобный сценарий может оказать еще более негативное влияние на европейское развитие Молдовы, а на практике и совсем привести к отказу страны от европейского будущего без денонсирования Соглашения об ассоциации. Представители гражданского общества осудили принятие законопроекта о добровольной декларации доходов и изменении фискальной политики и призвали президента не подписывать этот закон. Эксперты отмечают, что фискальная амнистия преподносится под видом давно обещанных налоговых реформ и в долгосрочной перспективе только усугубит коррупцию. Сомнительным был и сам процесс принятия бюджетных и налоговых поправок – молниеносный, непрозрачный и с явными нарушениями демократических процессов. Общественных слушаний по этому законопроекту не было.

Сложный диалог с евроатлантическими партнерами

Вскоре после местных выборов и реакции на них европейских институтов глава делегации Европейского Союза в Республике Молдова Питер Михалко выступил с еще одним критическим комментарием. Он отметил, что новые законы несовместимы с реформами, направленными на укрепление верховенства права, улучшение делового климата, борьбу с коррупцией, отмыванием денег, организованной преступностью. В сообщении на своей странице в Facebook 26 июля Михалко подчеркнул, что “Республика Молдова взяла на себя обязательства в отношении ЕС, в том числе в соответствии с Соглашением об ассоциации, Повесткой дня Ассоциации и Меморандумом о взаимопонимании по макрофинансовой помощи, а также перед другими международными партнерами”. Кроме того, он призвал “молдавские власти прекратить процесс принятия этого законодательства и привести его в соответствие с международными стандартами”. Международный валютный фонд и Группа Всемирного банка также отреагировали на эти законодательные акты, назвав их несовместимыми с поддерживаемой ими программой политических реформ. По предварительному мнению экспертов МВФ, данный пакет законопроектов “повышает регрессивный характер налоговой системы, негативно сказывается на налоговой дисциплине и представляет собой значительные риски для фискальной системы”. Кроме того, Группа Всемирного банка предупредила, что такое решение ставит под угрозу приверженность правительства делу борьбы с коррупцией.

27 июля Совет Европы опубликовал пресс-релиз, в котором сообщил о вводящих в заблуждение публикациях в молдавских СМИ, “ошибочно предполагающих, что закон о добровольной декларации и фискальной стимуляции, принятый парламентом Республики Молдова 26 июля 2018 года, получил позитивную оценку экспертов-аналитиков Комитета Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированию терроризма (MONEYVAL)”. В том же коммюнике разъясняется, что “с MONEYVAL или его международными экспертами по данному закону не консультировались ни на одном из этапов законодательного процесса”. Такая информация подтверждает наблюдаемую в последние годы тенденцию к уменьшению независимости СМИ и усилению практик внутренней пропаганды.

Заключительная ремарка

Текущий внутренний кризис всё больше дистанциирует граждан Республики Молдова от национальных, региональных и местных органов власти, приводит к социальному расколу между приверженцами проевропейского и пророссийского пути − с одной стороны, а также демократического и автократичного будущего страны − с другой. Согласно недавно проведенному ежегодному исследованию в рамках проекта «OPEN Neighborhood − Коммуникации для укрепления партнерства: связь с гражданами стран Восточного соседства», доля молдаван, которые доверяют национальным, региональным и местным институтам, крайне низка и находится на уровне 2016 года. 84% молдаван открыто выражают недоверие парламенту, 81% − политическим партиям, 73% − правительству и 59% − региональным и местным властям. Религиозные институции по-прежнему занимают в рейтинге популярности верхние строки с 70% голосов. Отвечая на вопрос о взглядах на демократические процессы, 81% молдаван выразили недовольство, отметив коррупцию и слабое управление как наиболее проблематичные моменты. Хотя уровень неудовлетворенности коррупцией и слабым управлением достаточно высок, некоторые уязвимые слои общества тяготеют к тому, чтобы поддерживать коррумпированных чиновников в погоне за краткосрочными финансовыми выгодами, не обращая внимания на их криминальное прошлое. Эта тенденция еще больше подрывает доверие к верховенству права и системе государственного управления, уменьшая возможности страны противостоять различным угрозам в сфере безопасности.

На фоне сомнений партнеров по развитию в искренней приверженности Республики Молдова европейскому пути правящая коалиция официально продолжает поддерживать линию ассоциации с ЕС – и во внутренней, и во внешней политике. Тем не менее противоречивые сообщения с видимым антиевропейским характером угрожают диалогу с основными партнерами по развитию и ставят Молдову в одну категорию с “государствами с повышенным риском”. Нынешняя ситуация не только делает Молдову более уязвимой для внешних угроз, но и снижает ожидания более светлого будущего у ее граждан, поскольку на сегодня молдаване оптимистичнее оценивают свое личное будущее (70%), чем будущее страны (50%).