Мартовские события в Армении отразили глубокую поляризацию страны в связи с приближающимися парламентскими выборами 2 апреля. Однако даже эта характерная поляризация была усугублена волной политического насилия, которую можно обозначить как новые “Мартовские иды”.
Внутренняя политика: Политическое насилие: прошлое и настоящее
Каждый март в Армении отмечают трагическую годовщину поствыборной конфронтации между полицией и протестующими в марте 2008 года. По меньшей мере 10 человек погибло и многие были ранены после того, как полиция разогнала митинг оппозиции. Однако в этом году дни памяти об этом прошлом насилии совпали с новой угрозой эскалации в стране, когда произошли серии столкновений между конкурирующими политическими партиями. Поводом послужило начало острой предвыборной борьбы в связи с приближением парламентских выборов в Армении 2 апреля. Эта новая волна политического насилия состояла из двух этапов. Первая, наиболее агрессивная, конфронтация произошла между молодыми сторонниками и участниками блока Царукяна, второй по величине политической силы в стране, в прошлом широко известной как Партия «Процветающая Армения», и представителями правящей Республиканской партии. Столкновения между этими сторонами не удивительны, ситуация складывалась так же и перед прошлыми выборами. Однако накал борьбы между сторонниками Республиканской партии и приверженцами блока Царукяна, чей лидер-олигарх бросил вызов правящей партии во время предыдущей кампании, заметно вырос.
Более того, это политическое напряжение обостряется и личной враждой после того, как Президент Серж Саргсян, лидер Республиканской Партии, публично оскорбил Царукяна и вынудил его уйти с политической арены. Однако недавнее возвращение Царукяна и растущая поддержка его партии все более насторожено воспринимается республиканцами, ведь обеспечить большинство в составе следующего парламента им будет сложнее.
Как только действующий президент закончит свой срок, власть перейдет к премьер-министру как к новому «главе государства»
Следующий этап политического насилия оказался более спорадическим, однако не менее серьезным. В этот раз серия нападок приверженцев Республиканской партии была направлена на представителей оппозиции. Речь идет о запугивании и прямых атаках. Такое поведение политических конкурентов подчеркивает интенсивность все возрастающей политической борьбы, а также вызывает озабоченность Европейского Союза и других членов дипломатического корпуса в Армении.
В отдельном инциденте во второй половине марта, не связанном с политическим насилием, но имеющим политические последствия, бывший военачальник Нагорного Карабаха Самвел Бабаян был арестован по обвинению в контрабанде оружия. Несмотря на то, что он не является публичной политической фигурой, Бабаян считается влиятельным теневым игроком в политике, ведь он стоял за блоком бывшего министра иностранных дел Вардана Осканяна. Считается, что его арест подорвал политические шансы оппозиционного блока на победу.
Согласно принятым поправкам в Конституцию, Армения переходит к парламентской форме правления. Поэтому как только действующий президент закончит свой срок, власть перейдет к премьер-министру как к новому «главе государства», ограничивая президентство лишь формальными функциями. В связи с этим возникли опасения, так как действующий президент Серж Саргсян сделал несколько туманных заявлений по поводу своих планов после завершения второго срока на посту. В интервью, которое он дал во второй половине марта, он уже открыто намекнул, что продолжит карьеру во власти, и намеревается сыграть роль в обеспечении безопасности своего народа.
Экономика: Статистика не врет
Официальная статистика, опубликованная в марте, не обнадеживала, поскольку перспективы для экономики Армении по-прежнему характеризуются анемичным ростом и растущим долгом. Согласно данным Национальной статистической службы Армении, к примеру, рост экономики составил лишь 0.2% в 2016 году, несмотря на решительные обещания армянского правительства об ускоренном росте.
Проблемы также стали очевидны в связи с увеличением государственного долга страны, который вырос на $27.25 млн в январе этого года, и составил рекордные $5.96 млрд. Такие сумы государственного долга вызывают особые опасения, ведь согласно армянским законам, правительство не может взять в долг сумму, превышающую 60% ВВП. Это послужит прямой помехой планированию новых евробондов на сумму около $500-700 млн.
Однако в стране произошли и положительные изменения. Речь идет о торговле с Россией. Увеличение общего объема двусторонней торговли составило около 15% в 2016 году, составив $1.4 млрд. Россия опередила Евросоюз и стала самым крупным торговым партнером Армении. Рост объема торговли во многом может быть объяснен расширением экспорта Армении в Россию на 51%. Хотя этот скачок был разовым, он отражает временные возможности реэкспорта из-за кризиса в отношениях между Россией и Турцией. Экономика также сыграла важную роль в политическом дискурсе страны, ведь конкурирующие кандидаты обещали все больше, уделяя особое внимание экономическому росту и росту благополучия. Начало было положено в первой половине марта, когда обычно достойный доверия премьер-министр Карен Карапетян заявил о неоправданно больших ожиданиях в надежде привлечь крупные инвестиции в Армению. Однако сама сумма, заявленная премьер-министром и включающая около 350 инвестиционных проектов по всей стране на сумму $3.2 млрд, уже вызывает сомнения. Ведь весь годовой бюджет Армении на 2017 год составляет менее $3 млрд.
Внешняя политика: В поисках баланса
После нескольких лет нарастающей и все более опасной зависимости от России в армянско-российских отношениях наступило запоздалое признание закономерных границ. И на фоне серьезного кризиса этих отношений, усиленного фактом продажи оружия Москвой конкуренту Армении Азербайджану, существует новый вызов асимметрии и высокомерия, который и определяет рамки этих отношений. Политическим ответом и попыткой восстановить баланс во внешней политике Армении стали несколько позитивных сдвигов.
Наиболее примечательным из них является редкий “второй шанс” на восстановление и улучшение отношений с Европейским Союзом, благодаря которому Армения и Европейский Союз парафировали соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве для углубления политических и экономических связей. Несмотря на то, что оно менее масштабно, нежели предыдущее соглашение об Ассоциации, от которого Армения вынуждена была отказаться в 2013 году, в основе нового соглашения лежат «четкие обязательства в отношении демократии, прав человека и верховенства закона». Договор заложит основы для углубленного сотрудничества Армении и ЕС в нескольких ключевых сферах, таких как энергетика, права человека и защита окружающей среды, а также откроет «новые возможности для торговли и инвестиций».
Вместе с тем, в своей первой телефонной беседе с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном министр иностранных дел Армении Эдвард Налбалдян обсудил широкий спектр вопросов, включая двусторонние отношения и Нагорно-Карабахский конфликт. Впоследствие произошло официальное открытие нового тренировочного центра для военных, в частности для армянских миротворческих сил. Это стало возможным благодаря поддержке США и обозначило новую ступень более тесного военного сотрудничества между Арменией и США.