Армения: Лето полное тревог

Ричард Гирагосян, Центр региональных исследований (Армения, Ереван)

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Несмотря на относительно спокойное лето, внутреннюю политику Армении раздирал нерешенный вопрос о планах действующего президента на будущее: станет ли он претендовать на еще один срок на посту главы государства, как только закончится переход к парламентской форме правления в 2018 году? Армянское правительство вновь заявило об оптимизме по поводу роста экономики страны и обнародовало масштабную пятилетнюю программу реформ. Внешняя политика по-прежнему находится в плену нагорно-кабарахского конфликта, в то время как очередная эскалация снова лишь усиливает риск возобновления столкновений

Внутренняя политика: Правящая партия поддерживает Россию

Хотя внутренняя политика Армении в июле и августе отличалась относительным спокойствием, чувствуется напряжение по поводу будущего страны и подготовки к системному переходу к парламентской форме правления в апреле 2018 года. Июльские заявления президента усугубили тревожные настроения. Серж Саргсян отказался исключить вероятность того, что снова будет претендовать на пост главы государства, который по новой системе  с 2018 года перейдет к премьер-министру Армении.

В то же время в начале июля действующий премьер-министр Карен Карапетян встретился с дипломатами высокого ранга в Ереване для презентации пятилетней правительственной программы реформ. Недавно принятая стратегия нацелена на борьбу с коррупцией, оказание поддержки экспортерам, улучшение инвестиционного климата, а также реформирование судебной системы. Достаточно объемный план правительства на 120 страницах был подвергнут критике за нереалистичный срок исполнения – пять лет, который базируется на предполагаемом ежегодном экономическом росте в 5%, что совершенно не совпадает с гораздо более пессимистичными прогнозами как местных экономистов, так и МВФ, и Всемирного банка.

В первой половине июля в комментариях, призванных разрядить обстановку в связи со все более усугубляющимся кризисом в армяно-российских отношениях, пресс-секретарь правящей Республиканской партии и вице-спикер парламента Армении Эдуард Шарнамазов отметил, что несмотря на то, что Россия продолжает поставлять оружие Азербайджану, это не станет «препятствием» для «стратегического военно-политического сотрудничества» Армении с Москвой. Такая защитная реакция стала ответом на массовую критику за закупку Азербайджаном российского вооружения  на $5 млрд, включая поставки артиллерии и ракетных установок в прошлом году.

Этот вопрос является крайне деликатным, особенно если принимать во внимание тот факт, что российские поставки вооружения продолжились даже после нападения Азербайджана в апреле 2016 года,  что привело к самым серьезным военным столкновениям с момента введения  хрупкого режима прекращения огня в 1994 году.

Вопреки роли посредника в Нагорно-Карабахском конфликте за несколько последних лет Россия стала основным поставщиком вооружения как Армении, так и Азербайджану. Еревану Кремль поставляет оружие по сильно заниженным ценам как члену Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), возглавляемой Россией.

Экономика: Подъем в энергосекторе

Энергетика Армении при закрытых границах с Турцией и Азербайджаном получила повод для оптимизма в июле, когда стало известно, что Азиатский банк развития (АБР) выделит кредит в $80 млн на улучшение операций национальной сети распределения электроэнергии и увеличение надежности энергопоставок. Инвестиционная программа также призвана «помочь «Электрическим сетям Армении» (ЭСА) улучшить распределение электроэнергии в частном секторе Армении посредством снижения потерь распределения с приблизительно 10% в 2016 году до около 8% в 2021 году», а также усовершенствовать распределительную сеть и внедрить международные стандарты менеджмента.

Принадлежащего России энергопоставщика преследуют проблемы: после семи лет убытков ЭСА также имеет непогашенную задолженность перед армянскими электростанциями и коммерческими банками в размере $220 млн – с тех пор, как в октябре 2015 года ЭСА приобрел российско-армянский миллиардер из российского подведомственного холдинга «Интер РАО».

Предпосылками для данной покупки стали недели демонстраций  в Армении в июне 2015 года после попытки поднять цены на электроэнергию, несмотря на плохое обслуживание и вопиющую коррупцию. Правительство Армении быстро пошло на уступки, предложив субсидии для погашения разницы в цене, и попыталось разрешить конфликт организацией данной сделки.

Несмотря на то, что Россия продолжает поставлять оружие Азербайджану, это не станет «препятствием» для «стратегического военно-политического сотрудничества» Армении с Москвой

Энергосектор Армении также поддержал Европейский Союз, который выделил новый грант в размере 30 млн евро на установку первых в стране автобусных остановок, снабжаемых солнечной энергией, в рамках расширенной программы ЕС по продвижению возобновляемой энергии. Оставшаяся от этого гранта сумма идет на финансирование текущего строительства новой линии електрогопередач Армения-Грузия.

Хотя большая часть электроэнергии поступает благодаря импорту природного газа из России и работе единственной ядерной электростанции в стране, также находящейся под российским управлением, Армения продолжает попытки диверсифицировать энергозависимость от РФ: использует возобновляемые источники энергии и ищет альтернативных поставщиков газа (таких, как Иран и Туркменистан).

Кроме ЕС свою помощь сектору энергобезопасности Армении также предложили США. В июле американский посол Ричард Миллс отметил, что «Армения может привлечь миллиарды долларов инвестиций от американских энергетических компаний» в случае либерализации энергосектора страны. Такие комментарии последовали вслед за приобретением американской компанией самого большого гидроэнергетического комплекса Армении за $250 млн в 2016 году.

Еще одним ключевым элементом энергосектора является ядерная энергетика. В июле-августе армянское правительство вновь заявило о планах заменить устаревшую ядерную электростанцию новой. Однако заявлением вице-премьер-министра Армении Ваче Габриеляна правительство признало, что еще не получило финансирование для новой ядерной электростанции и вместо этого объявило о продлении жизнедеятельности реактора мощностью в 420 Мв еще на десять лет – с помощью российских займов на покупку оборудования и оплату дополнительных мер безопасности.

Уверенный оптимизм министра финансов Армении Вардана Арамяна вызывает сомнения.  Он настаивает на том, что темпы роста армянской экономики должны быть на уровне 5-6% в течение следующих лет. Комментарии первой половины июля были подкреплены заявлениями министра о том, что амбиции правительства по поводу ежегодного повышения ВВП вместе с резким падением официальной черты бедности, которая сейчас находится на уровне 30%, будут обусловлены расширением экспорта как «ключевого двигателя роста».

Однако Международный валютный фонд и Всемирный банк прогнозируют более реалистичную картину роста ВВП (особенно после отсутствия роста ВВП в 2016 году и снижения экономической активности в России): на 3-3,2% в 2017 году.

Внешняя политика: Возросла интенсивность нарушений мирного соглашения

На фоне сорванных дипломатических процессов  и реального риска возобновления столкновений в июле и августе росло напряжение в Нагорном Карабахе. Резко увеличилось количество случаев нарушения мирного соглашения. Эскалация наблюдалась с того момента, как 43-летний житель армянской деревни был задержан азербайджанскими властями после пересечения границы с Азербайджаном во второй половине июня. В конце июля и августе интенсивность нарушений мирного договора еще более возросла. Зафиксированы ожесточенные перестрелки и снайперский огонь. Двое мирных жителей Азербайджана погибли после того, как армянские войска отреагировали на минометные обстрелы с позиций расположенных недалеко от деревни.

Этот инцидент стал причиной для серии обвинений с обеих сторон конфликта о том, кто же нарушил мирные соглашения первым. Последующие нарушения быстро привели к возгоранию конфликта и использованию мощных наступательных систем вооружения, включая многоствольные пусковые ракетные установки, примененные впервые после столкновений в апреле 2016 года.

Министерство иностранных дел Армении призвало правительство Азербайджана выполнять соглашения по укреплению доверия, подписанные президентами обеих стран в 2016 году. Договоренности касались расширения масштабов мониторинга ОБСЕ, размещения большего числа наблюдателей в зоне конфликта и расследования нарушений мирных соглашений. Хотя впоследствии Азербайджан отказался принять меры на местах, так как они лишь «закрепят статус кво» при отсутствии прогресса в миротворческом процессе.

На этом фоне в середине июля в Брюсселе прошла встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Она стала подготовительной для назначенной на сентябрь  следующей встречи в Нью-Йорке в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН. Однако сама встреча и переговоры министров были омрачены событиями в Нагорном Карабахе, и никакого дипломатического прорыва в переговорах не последовало. Ко второй половине августа произошло еще одно событие: США объявили о назначении нового посредника, Эндрю Шофера, на пост нового сопредседателя Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).