Бумажный, но аргумент. Что означает резолюция Генассамблеи ООН о выводе российских войск из Приднестровья

Обсуждаем с заместителем председателя правления, руководителем Программы исследования Юго-Восточной Европы Совета внешней политики «Украинская призма» Сергеем Герасимчуком  Детальніше читайте на Громадському радіо: https://hromadskeradio.org/programs/kyiv-donbas/bumazhnyy-no-argument-chto-oznachaet-rezolyuciya-genassamblei-oon-o-vyvode-rossiyskih-voysk-iz-pridnestrovya Позавчера Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о выводе российских войск из приднестровского региона. Документ поддержали 64 государства, 83 — воздержались, 15 — проголосовали против. Министр иностранных дел и евроинтеграции Молдовы Тудор Ульяновски во время выступления отмечал, что присутствие […]

Підписатись на новини "Української призми"

Обсуждаем с заместителем председателя правления, руководителем Программы исследования Юго-Восточной Европы Совета внешней политики «Украинская призма» Сергеем Герасимчуком 

Детальніше читайте на Громадському радіо: https://hromadskeradio.org/programs/kyiv-donbas/bumazhnyy-no-argument-chto-oznachaet-rezolyuciya-genassamblei-oon-o-vyvode-rossiyskih-voysk-iz-pridnestrovya

Позавчера Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о выводе российских войск из приднестровского региона. Документ поддержали 64 государства, 83 — воздержались, 15 — проголосовали против. Министр иностранных дел и евроинтеграции Молдовы Тудор Ульяновски во время выступления отмечал, что присутствие российских войск и боеприпасов на территории республики Молдова без ее согласия несовместимо с независимостью, суверенитетом, территориальной целостностью и нейтралитетом. Документ подготовили совместно Молдова, Украина, Грузия, Румыния, Литва, Латвия, Эстония, а также присоединилась Канада.  

Сергей Герасимчук: Если бы я был писателем, принятие резолюции было бы для меня толчком написать целый роман о том, что происходит в Приднестровье и каков статус российских войск в Приднестровье.   Эта история очень затянута, затянута еще с 90-х годов прошлого века. Здесь множество сюжетных линий, которые переплетаются между собой. В приднестровском регионе республики Молдова есть сразу несколько военных формирований. С одной стороны — российские миротворцы, которые появились там согласно договору 1992 года о прекращении огня, подписанного Россией и республикой Молдова. Эти миротворцы в принципе имеют официальный статус, поскольку Молдова их приняла. Кроме того, там находится оперативная группировка российских войск. Именно о выводе этой группы российских войск идет речь в принятой резолюции. Интересный момент, что эти войска уже давно должны были быть выведены из республики Молдова, потому что были соответствующие документы, принятые ОБСЕ.

Сергей Стуканов: Резолюция и отсылает к решению, которое было принято на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году. Согласно данному решению оперативная группа российских вооруженных сил должна была покинуть регион.

Сергей Герасимчук: Да, было решение о том, что они покидают регион до 2003 года. Это было продублировано на саммите ОБСЕ в 2001 году. Но здесь появился интересный нюанс, который касается международного права. Дело в том, что выводить эти войска Россия собиралась согласно договору 1992 года, в котором указывалось, что со временем они покинут территорию, и с привязкой к договору об обычных вооруженных силах в Европе, поскольку пребывание российских войск на территории Молдовы не соответствовало этому договору. Но после начала конфликта с Украиной Россия вышла  из договора об обычных вооруженных силах. Еще до конфликта Путин приостановил действие договора, а потом Россия вышла из рабочей группы договора, что говорит о том, что они полностью прекратили контакты с любыми договорными сторонами. Поскольку они отказались от этого,  сейчас резолюция ООН подкрепляет решения ОБСЕ, которые уже недостаточно сильны с международно-правовой точки зрения, поскольку не работает договор об обычных вооруженных силах в Европе. Интересным моментом является то, как готовилась резолюция. У резолюции есть довольно много соавторов, даже несмотря на то, что Россия не участвовала в обсуждении резолюции на подготовительном этапе, все равно происходили определенные споры, что же должно быть в теле резолюции. Одна позиция состояла в том, что должны говорить только об ОГРВ – объединенной группе российских войск, вторая позиция: резолюция должна смотреть на проблему шире, говорить о полном выведении российских войск, включительно с миротворцами.

Сергей Стуканов: Между какими субъектами происходила дискуссия?

Сергей Герасимчук: Дискуссия была в самой Молдове. Не секрет, что в самой республике Молдова мнения разделились. Президент Молдовы Додон сразу после принятия резолюции сказал о том, что она деструктивна, подрывает переговорный процесс по статусу Приднестровья. В конечном итоге Молдова вышла на компромиссный вариант. Они не говорят о выведении всех войск, не говорят о том, что надо выводить российских миротворцев, они не говорят о демилитаризации приднестровского региона. Это тоже очень важно, потому что помимо российских войск и российских миротворцев там есть еще так называемая приднестровская армия, приднестровская милиция, КГБ. Остановились только на выведении войск и на демилитаризации региона Колбасный, где находятся склады бывшей 14-й армии — согласно подсчетам молдавской стороны около 20 тысяч тонн вооружений.