http://grushevskogo5.com/

Парламентские выборы в Грузии: победа олигократии или коалиционной демократии?

Опросы общественного мнения не дают точного ответа относительно будущей расстановки сил в парламенте

Підписатись на новини "Української призми"

Парламентские выборы в Грузии выходят на финишную прямую, они пройдут 8 октября. При этом сохраняется высокий уровень неопределенности: итоги выборов могут продемонстрировать неожиданные результаты.

Олег Чабала для Обозревателя

Одесский губернатор против грузинского олигарха

В выборах в парламент всего участвуют 36 партий: 17 партий объединились в 6 блоков и обособленно – еще 19 партий. По спискам борьба идет за 77 мандатов, которые смогут получить политсилы, набравшие более 5% голосов избирателей. За 73 мажоритарных мандата сражаются 850 кандидатов. Самый большой конкурс на одно кресло в городах – в среднем 14-16 человек на место, самый маленький в регионах и поселках – в среднем восемь человек на место.

Существует высокий процент тех, кто до сих пор не определился с выбором – таких 35%. Хотя это количество и значительно уменьшилось в сравнении с началом кампании, когда  по данным Национального демократического института США (NDI) неопределившихся был 61%.

Сохраняется вероятность того, что явка избирателей на этих парламентских выборах может быть существенно ниже (в районе 40%) в сравнении с предыдущими (в 2012 г. – почти 60%). Это обстоятельство может существенным образом повлиять на итоги выборов.

Опросы общественного мнения (GFK, Республиканского института США (IRI) и Национального демократического института США (NDI) не дают точного ответа относительно будущей расстановки сил в парламенте нового созыва.

Несмотря на высокий уровень разочарования избирателей, как в отношении «команды Саакашвили» (Единое национальное движение) так и сменивших ее представителей «Грузинской мечты» (ГМ), эти политсилы являются лидерами избирательного процесса и основными конкурентами за голоса избирателей.

Уровень их поддержки, по партийным спискам практически равный (общее число по смешанной системе по разным данным от 20 до 35%).

Более существенные электоральные потери демонстрирует ГМ. Даже перестановки премьер-министров существенно не повлияли на уровень ее поддержки. Рейтинг партии упал на 20% и находится в пределах 35%. При этом, по мнению разных аналитиков, ЕНД имеет стабильных 15%, которые она может набрать.

В преддверии выборов ключевые грузинские политсилы провели фактический партийный ребрендинг. Некоторые структуры обновили своих лидеров и/или фронтменов. Лидером ГМ, вместо Б. Иванишвили (олигарх, премьер-министр 2012-2013 гг.), стал действующий премьер Г. Квирикашвили. Вместо М. Саакашвили ЕНД возглавляет Давид Бакрадзе.

 

Война компроматов может и поднять рейтинги

Активно ведется «война компроматов», в основном направлена против Единого национального движения (ЕНД). Хотя и другие участники становятся фигурантами нападок.

«Партия власти» использует опробованную тактику дискредитации главного конкурента. Речь идет о вбросе компромата, элементах черного пиара в адрес прежней власти (телесериал о ее бесчинствах); непрозрачном финансировании обучения за границей нескольких действующих политиков и бывших членов правительства; обвинениях жены М. Саакашвили С. Рулофс в содействии «черной трансплантологии» и т.д.

Существенное влияние на итоги выборов может оказать скандал, связанный с вероятной подготовкой захвата власти.

В качестве возможного фигуранта выступает экс-президент М. Саакашвили и его соратники по ЕНД. Однако блекмейлинг может как сыграть на руку этой политсиле, так и понизить ее рейтинг.

В этой связи нельзя считать случайностью появление в информационном пространстве аудиозаписи беседы, где согласно предложенным автором записи титрам и схожести голосов фигурируют в качестве собеседников Г. Церетели, Н. Циклаури, П. Цискаришвили, А. Минашвили, А. Бобохидзе и И. Надирашвили. В разговоре активно обсуждается тема «революционного сценария» захвата власти.

Представители провластной политсилы неоднократно и заблаговременно обвиняют оппозицию в провокациях и радикализации ситуации в стране. Это делается для того что бы, в случае роста напряженности, переложить ответственность на оппонентов.

Со стороны власти формируется система превенций и аргументаций вероятных силовых действий, на тот случай, если ЕНД под влиянием вероятных массовых фальсификаций, подкупа или запугивания избирателей будет реализовывать стратегию проведения т.н. «цветной революции» (свержения власти).

Все решат регионы

Результаты выборов будут напрямую зависеть не от поддержки населением конкретной партии, а от ситуации на местах. Серьезная борьба за голоса происходит на уровне регионов. Это связано с тем, что кандидаты в депутаты по мажоритарным округам должны набрать не менее половины голосов избирателей для победы в первом туре. По неподтвержденным данным, именно поэтому власть активизировала свою деятельность в этом направлении с целью обеспечить себе высокий уровень электоральной поддержки (в ход идут разнообразные методики, в том числе подкуп). Благодаря этому существует высокая вероятность того, что провластная партия может получить больше голосов на уровне мажоритарных округов, при этом чуть-чуть выиграв, или даже уступив ЕНД по партийным спискам.

Вероятнее всего население будет голосовать, в первую очередь не за кого-то, а против.

Сохраняется возможность реванша политсилы экс-президента М. Саакашвили и соответственно его возвращения в Сакартвело. Но это может произойти только при условии, если победа ЕНД будет очень весомой.

Однако, с учетом того, что в отношении М. Саакашвили в Грузии возбуждено несколько уголовных дел, не стоит ожидать этого в ближайшей перспективе. Кроме того, дополнительным препятствием является наличие у него гражданства Украины.

Можно предположить, что в ближайшее время грузинская сторона может инициировать вопрос экстрадиции Саакашвили, тем более с учетом вероятности его активного участия в подготовке госпереворота и т.д..

 

Борьба за парламентское большинство

Существует высокая вероятность того, что после выборов будет идти серьёзная борьба за большинство в парламенте. Это связано не только с распадом правящей коалиции, но и с тем фактом, что количество политсил представленных в парламенте может увеличится до 5-6. Перспективы преодолеть 5% барьер, кроме лидеров,  на данный момент имеют с десяток  политсил.

Усилению разнообразия в парламенте может поспособствовать распад правящей коалиции «Грузинская мечта» в преддверии выборов.

По одной из версий, это произошло из-за того что ГМ не хотела тащить за собой других, а по другой – политтехнологический ход, направленный на то, чтобы не дать получить ЕНД существенных результатов, «оттянув» голоса. Это обстоятельство сохраняет интригу до конца голосования

От количества партий вошедших в парламент будет зависеть качество коалиции (ее стабильность, или ситуативность), расстановка сил в парламенте (кто будет в оппозиции), состав Кабинета министров. Кроме того, важно кто завладеет «золотой акцией» и станет «третьей силой». Эти обстоятельства и объясняют ожесточенность борьбы. Тем более, что согласно конституции Грузии, избирательный субъект с наилучшими результатами представляет кандидатуру премьера, а для получения доверия новому составу правительства нужно заручиться поддержкой большинства депутатов.