Армения: Конституционный суд – поле битвы

Ричард Гирагосян, Центр региональных исследований (Ереван, Армения).

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Со времен армянской «Бархатной революции» 2018 года правительство Н. Пашиняна проводит довольно успешную кампанию экономических и политических реформ. Наиболее заметными реформы стали в первые три месяца 2020 года с началом активной антикоррупционной кампании. Однако, несмотря на положительную динамику в широком спектре реформ, судебная система всё еще остается одним из самых важных институтов, «унаследованных» от предыдущего правительства, и стала главным приоритетом начала 2020 года.

Очевидное отсутствие независимых или хотя бы ориентированных на реформы судебных органов гораздо раньше должно было стать приоритетом для правительства. Но  неспособность построить независимую судебную систему стала слабым звеном в политике Пашиняна, что позволило оппозиции перестроиться и восстановиться. В этом свете прежний Конституционный суд вновь стал ключевым полем битвы между нынешним руководством и разрозненной, но решительной «старой гвардией» бывшего правительства.

Внутренняя политика: конституционный референдум в режиме ожидания 

После нескольких месяцев конфликт между армянским правительством и Конституционным судом перерос в личную конфронтацию между премьер-министром Николом Пашиняном и председателем Конституционного суда, а парламент Армении 6 февраля проголосовал за проведение национального референдума по ряду поправок к Конституции, касающихся отставки семи из девяти судей, назначенных предыдущим правительством. Однако в связи с введением чрезвычайного положения 16 марта референдум перенесли, согласно армянскому закону, референдум должен состояться «не ранее 50 и не позднее 65 дней после окончания (30-дневного) чрезвычайного положения».

Экс-президент предстал перед судом

Президент Серж Саргсян пошел по пути своего предшественника и предстал перед судом по обвинениям в преступлениях, совершенных во время его каденции. Первое судебное заседание по делу С. Саргсяна состоялось 25 февраля. 65-летний С. Саргсян обвиняется в превышении полномочий и преференциальном отношении при подписании государственного контракта 2013 года. Контракт, который получил друг бывшего президента, по мнению прокуроров, принес государству убытков по меньшей мере на $1 млн. В отличие от более заполитизированного процесса над бывшим президентом Робертом Кочаряном, дело Саргсяна раскрутилось благодаря уликам, полученным после допроса бывшего министра сельского хозяйства и двух других высокопоставленных чиновников в ходе коррупционного расследования. Суд перенесли после введения чрезвычайного положения в связи с драматической ситуацией с коронавирусом.

Политическая поляризация и политика конфронтации

После нескольких месяцев возрастающего политического напряжения сформировалась небольшая, однако достаточно агрессивная и активная группа оппозиционеров. Два инцидента в январе положили начало определенному политическому насилию в стране. 23 января в бизнес-центре «Эребуни Плаза» на два часа захватил заложников 32-летний вооруженный преступник Артур Торосян. Впоследствии он сдался полиции в ходе переговоров. Странно, что действующий глава полиции Арман Саргсян лично прибыл на место преступления, чтобы возглавить переговоры. Торосяна увезли с места преступления в личном автомобиле главы полиции, без наручников, и доставили в полицейский участок.

Второй случай произошел несколько дней спустя, 28 января, когда в Армении отмечали «День армии». Полиция применила жесткие меры и арестовала нескольких «активистов», печально известных за свои яростные протесты, а также кампании в социальных медиа, направленные против премьер-министра Николы Пашиняна, его правительства и даже членов его семьи. 

 

 

Решение по поводу правок к Конституции и увольнения семи из девяти судей Конституционного суда граждане Армении должны принять на референдуме”

 

 

Экономика: ожидания устойчивого роста уничтожены коронавирусом 

Несмотря на своевременную, адекватную и взвешенную реакцию правительства Армении на вспышку коронавируса, прогнозируемые экономические последствия самой пандемии и ее результатов негативно скажутся на экономике страны, тем самым не оправдав ожидания устойчивого экономического роста в 2020 году. Внезапный спад положил конец оптимистичным надеждам на устойчивый рост ВВП Армении, который составил, согласно последним статистическим данным, 7,6% в сравнении с ростом ВВП в 2019 году и достиг отметки в  $13,6 млрд. Такие показатели являются лучшими показателями роста экономики страны с 2008 года, они обусловлены значительным увеличением объема торговли и услуг, а также 9%-ым повышением объемов промышленного производства. 

Внешняя политика: мирный процесс в Арцахе (Нагорный Карабах) продолжается

Неожиданно бурным получился двухдневный раунд переговоров между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении, они встретились в Женеве 29−30 января. Этот этап переговоров впоследствии описали как самые интенсивные переговоры за многие годы. На встрече присутствовали медиаторы Минской группы ОБСЕ из Франции, России и США. Министры иностранных дел Зограб Мнацаканян и  Эльмар Мамедьяров провели «всестороннее обсуждение» и обязались «поддержать активизацию переговорного процесса», предполагая, что меры укрепления доверия будут продолжаться в течение последующих месяцев. 

На конференции по безопасности в Мюнхене 15 февраля премьер-министр Армении Никола Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев скрестили шпаги во время 45-минутной встречи, которая была больше похожа на дуэль с обличительными  историческими речами, чем дебатами по поводу дипломатического дискурса. Однако данная встреча была важной и предоставила беспрецедентную возможность лидерам Армении и Азербайджана представить на всеобщее обозрение свои взгляды и видение конфликта. Несмотря на определенное разочарование самим ходом переговорного процесса, стали очевидными реалии конфликта. 

Отношения Армении и ЕС: более продуманная стратегия 

13 февраля премьер-министр Армении Никола Пашинян и канцлер Германии Ангела Меркель встретились уже третий раз за последние 18 месяцев. Армянское правительство продемонстрировало более продуманную политику сотрудничества с ЕС – не только в рамках «Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве» (CEPA). Армения стремится усилить стратегическое значение страны для Европы, установить более близкие связи, в частности с Германией и Францией. Визит в Германию также подчеркнул важную роль, которую играет данная страна как наиболее крупный европейский донор и торговый партнер для Армении. В 2019 году оборот двусторонней торговли составил $451 млн, что, хоть и представляет собой довольно умеренный рост в 4%, всё же является значительной экономической поддержкой для Армении. Что касается локального присутствия и влияния, немецкая группа Cronimet является не только самым масштабным предприятием в горнодобывающей промышленности Армении, но и самым крупным корпоративным налогоплательщиком в стране. 

 

Фото: Конституционный суд Армении / concourt.am