Новая власть Молдовы: тест на договороспособность

Наталия СТЕРКУЛ, Ассоциация внешней политики Республики Молдова (Кишинэу)

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Создание временной коалиции между Партией социалистов Республики Молдова и блоком АCUM – компромиссное решение, главным результатом которого явилось свержение олигархического режима. Молдову отныне более не именуют «захваченным государством». Идет процесс деолигархизации институциональных структур и полная реорганизация выстроенной предыдущей властью системы. Однако основной тест на договороспособность коалиция еще не прошла, впереди ее ожидает множество испытаний. Не исключено, что преодоление внутрикоалиционных противоречий и выработка консенсусных договоренностей могут происходить на фоне репутационных рисков. Это видится неизбежным и вполне логичным на фоне полярности взглядов, позиций и геополитических предпочтений пророссийской ПСРМ и проевропейского блока ACUM.

Политический кризис и смена власти в Молдове

Июньский политический кризис в Республике Молдова получил широкий резонанс как внутри страны, так и за ее пределами. Основной причиной явилось стремление Демократической власти удержать власть любой ценой. Однако досрочных парламентских выборов удалось избежать, в самый последний, решающий момент пророссийская Партия социалистов и проевропейский блок АСUM, невзирая на существующие между ними разногласия и противоречия, сформировали временную коалицию. Новое молдавское правительство возглавила лидер блока АCUM Майя Санду, должность спикера парламента заняла председатель фракции ПСРМ Зинаида Гречаная. На первом заседании парламента, состоявшегося 8 июня, новая коалиция одним из первых документов утвердила декларацию о том, что Республика Молдова является «захваченным государством». Демократическая партия (ДМП) выразила свое недовольство и несогласие с данными назначениями и сложившимся положением дел.

В результате Конституционный суд, мотивируя свое решение тем, что отведенный для договоренностей трехмесячный срок по созданию коалиции истек, отстранил от власти президента страны и назначил и.о. главы государства премьер-министра  П. Филиппа. Парламент был распущен и назначены досрочные выборы. Началось противостояние ведущих политических сил. Это создало предпосылки для проявления впервые за всю историю существования независимой Молдовы единой согласованной позиции внешних политических сил – США, ЕС и России, которые в конечном счете и сыграли определяющую роль в разрешении внутреннего кризиса. 14 июня правительство П. Филиппа ушло в отставку, В. Плахотнюк – лидер ДПМ – покинул страну и сложил свои полномочия в качестве руководителя Демократической партии, правительственные здания были разблокированы, а Конституционный суд аннулировал свои решения. Начался новый виток в развитии государства.

В случае Республики Молдова не приходится говорить о плюсах и минусах коалиционного соглашения – это был единственный возможный компромисс в сложившихся условиях. Непосредственной краткосрочной целью ПСРМ и АСUМ, объединивших усилия в рамках созданной коалиции, было свержение режима В. Плахотнюка. Подлинные перемены с ПСРМ трудно представляются возможными, хотя, несмотря на скептическую позицию многих политиков, экспертов и аналитиков, коалиция демонстрирует вполне слаженную совместную работу. Кроме того, процесс деолигархизации оказался сложным. Созданная лидером ДПМ система, представляющая собой действующий и слаженный механизм, продолжает работать, оказывая тем самым сопротивление новой власти на всех уровнях фронта. Несмотря на созданные барьеры в действиях ДПМ, новая власть по-прежнему ощущает противостояние, которое способно усугубить существующие внутрикоалиционные противоречия, обострить взаимодействие партнеров по альянсу и даже разрушить их временный союз.

Не желая оставлять безнаказанными действия ДПМ по незаконному удержанию власти, министр внутренних дел, вице-премьер А. Нэстасе обратился в Генеральную прокуратуру с требованием провести внутреннее расследование. Однако бывший руководитель данного ведомства не усмотрел в сделанном заявлении состава преступления. Вместе с тем кадровая перестановка, которая также пока носит временный характер, поскольку коалиции не удалось прийти к единогласному решению по этому вопросу, принесла свои плоды. Генпрокуратура пересмотрела свое решение. 5 августа было принято решение о возбуждении уголовного дела по узурпации государственной власти прежним руководством страны в период с 7 по 14 июня. 

ДПМ открыто объявила, что считает это решение незаконным: «Открытие уголовного дела в связи с мнимым государственным переворотом вписывается в действия по преследованию представителей ДПМ и отвечает стремлению новой власти нанести удар по политическому плюрализму и объявить ДПМ вне закона». Однако пока у парламента нет законных конституционных аргументов, которые позволили бы объявить ее вне закона. О добровольном самороспуске вопрос и вовсе не стоит. На 7 сентября запланирован внеочередной съезд Демократической партии, на котором будет обсуждаться процесс реструктуризации данного формирования, и запланировано избрание нового руководства.

Приступив к своим обязанностям, новая власть демонстрирует договороспособность по многим вопросам, избегая провокаций и пытаясь выстроить конструктивную дискуссию. Первоочередными действиями новой власти явились: возврат к пропорциональной избирательной системе; принятие закона, направленного на изменение механизма назначения Генерального прокурора; переход Службы государственной охраны в подчинение президента страны; внесены поправки в Закон «О службе информации и безопасности» и другие. Одной из важнейших задач является реформа Конституционного суда, сектора юстиции и адвокатуры. Однако на этом пути достаточно много краеугольных камней, затрудняющий процесс реформирования. Так, в частности, некоторые НПО выразили обеспокоенность в связи с непрозрачным способом назначения парламентом двух судей Конституционного суда и обратились с просьбой внести поправки в Закон «О Конституционном суде».

Смена власти в Молдове создала предпосылки для активизации действий политических сил, что привело к появлению на политическом ландшафте Молдовы новых партийных формирований. Так, в частности, были созданы Партия «Союз спасения Бессарабии» (ССБ), основателем которой является бывший председатель Либеральной партии В. Мунтяну; партия APEL («Защита человека − закон»), являющаяся партией проевропейской ориентации и расположенная в левоцентристской части политической сцены; «Партия коллективного действия – Гражданский конгресс», созданная М. Ткачуком и И. Мунтяном и позиционирующая себя как первая антикризисная партия Республики Молдова. Новые политические партии намерены включаться в политическую борьбу, что, вполне возможно, позволит вывести данные новые силы на более высокий уровень и создаст возможности для перезагрузки общественных отношений внутри страны. Кроме того, повысится уровень политической конкуренции.

Так или иначе, произошедшие перемены вызвали цепную политическую реакцию, в некотором смысле погасили инертность и пассивность политических кругов и населения. Появился проблеск надежды − изменения реальны, шанс выстроить демократическое государство есть, а значит, у Молдовы есть будущее. Именно поэтому важно, чтоб нынешняя власть не разочаровала не только европейских партнеров, а прежде всего своих граждан.

Внешнеполитические ориентиры: и ЕС, и Россия

Во внешней политике также наметились некоторые перемены, вызванные стремлением выстроить конструктивные отношения со всеми партнерами Молдовы. Свой первый зарубежный визит в должности премьер-министра М. Санду осуществила в Бухарест, затем посетила Брюссель, Киев и Берлин. Четко декларируя европейские устремления, однозначную приверженность сотрудничества с ЕС, реализацию «Соглашения об ассоциации с ЕС», правительство М. Санду включило в свою программу и пункт о продвижении постоянного институционального диалога с Российской Федерацией, направленного на создание условий для взаимовыгодного сотрудничества. Визит М. Санду в Москву намечен на сентябрь. 

В повестке дня обозначен целый спектр вопросов, одним из приоритетных является торговое сотрудничество между Молдовой и Россией, а также зона свободной торговли в рамках СНГ. Включена также проблематика приднестровского урегулирования и российского военного присутствия в регионе. Это видится крайне важным, поскольку ощущается, что новая власть пока не определилась с выбором пути урегулирования приднестровской проблематики и будет опираться на тактику так называемых «малых шагов», которая не является результативной, исходя из опыта предыдущих лет. Рабочий визит М. Санду может прояснить, прежде всего для нее самой как для премьер-министра, многие вопросы, в том числе и позицию Молдовы в отношении будущего сотрудничества. Думается, что в вопросах торгового сотрудничества удастся прийти к договоренности, а приднестровская проблематика пока продолжит оставаться в замороженном состоянии. С другой стороны, справедливым было бы отметить и расширение внешнеполитических связей администрации президента с Западом. На сентябрь−октябрь запланированы официальные визиты И. Додона в Брюссель и Вашингтон, где он примет участие в сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В последнее время президент неоднократно в своих выступлениях отмечал важность и ценность ЕС как партнера для Молдовы. Кроме того, был восстановлен диалог с партнерами по развитию, приостановленный в результате безответственных действий предшествующей власти, в частности и-за налоговой амнистии и решений, которые в конечном счете разбалансировали бюджет. Успешное завершение оценочных миссий в рамках программы МВФ позволило продлить текущую программу с данной международной структурой до марта 2020 года, что позволяет Молдове получать макрофинансовую помощь.

Геополитический фактор будет и впредь сохранять свое влияние на Республику Молдова. Интересы внешних игроков по-прежнему разнятся в данном регионе. Тактика, выбранная Молдовой в настоящее время, является логичной с точки зрения переосмысления и перезапуска отношений с некоторыми партнерами, исходя из спектра собственных интересов и сделанного выбора пути цивилизационного развития.

Противоречивая коалиция: как долго продлится союз?

ПСРМ и АCUМ − не просто партии с разными политическими программами и видением стратегического курса последующего развития страны, они являются политическими конкурентами, что изначально предполагает поиск оптимальных консенсуальных решений и умение идти на взаимные уступки. Основные испытания впереди. Это понимают, пожалуй, все представители коалиции. Причинами выступают не только диаметрально противоположные взгляды на многие вопросы политического характера и принципиально разные геополитические предпочтения, но и неустойчивость, неясность и шаткость самой внутренней ситуации, сложившейся в Молдове, а также масштабность поставленных задач по своему значению и уровню. Ключевой вопрос: сколько удастся продержаться новой коалиции и выдержит ли она проверку на прочность?

 Одним из серьезных испытаний явятся местные выборы, которые пройдут в Молдове в октябре 2019 года. Социалисты уже сейчас, понимая всю неоднозначность ситуации, настаивают на подписании политического соглашения между ПСРМ и АCUМ, в котором будут четко прописаны основные цели внутренней и внешней политики страны. Основная задача − не допустить проявлений рисков, способных деструктивно отразиться на процессе управления государством, консолидированной позиции общества и сбалансированной внешней политике. Это явилось основной мотивировкой Президента страны И. Додона, выступившего с инициативой выработки и подписания так называемого «Пакта о ненападении» между ПСРМ и АCUM, который станет прочной основой последующей совместной работы партнеров по коалиции.

Хотя мало кто верит в долговечность данной коалиции, не исключено, что она будет более продолжительной, чем предполагалось. Важность принятия кардинальных решений в процессе осуществления реформ способна сплотить ПСРМ и АCUМ. Безусловно, для этого нужна политическая зрелость. Однако в любом случае эта коалиция носит сугубо временный характер, целью которой является доведение до логического конца поставленной цели. Сегодня, пожалуй, никто не сможет с абсолютной уверенностью дать прогноз о будущей расстановке сил в стране. Однозначно можно констатировать лишь бесспорный факт произошедших политических перемен и смены власти.