Беларусь: во власти негатива и в поисках позитива

Юрий ЦАРИК, Центр стратегических и внешнеполитических исследований (Минск, Беларусь)

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Прошедший месяц был отмечен в Беларуси смещением акцентов в работе государственных органов и СМИ. Избыточное внимание к теме противоречий в белорусско-российских отношениях в январе–феврале сменилось акцентом на вопросах внутренней и экономической политики. Впрочем, эти акценты оказались окрашенными тоже преимущественно негативно.

Внутренняя политика

Встряска правительства и контуры предвыборной стратегии

Одним из важнейших событий марта стало принятие в Беларуси новой «Концепции информационной безопасности», которая, впрочем, была утверждена нормативным актом с не вполне понятным правовым статусом – постановлением Совета безопасности Республики Беларусь. В практическом плане принятая концепция сводится к декларированию права и готовности белорусского государства обеспечивать форматирование информационного пространства в соответствии с собственным пониманием национальных интересов, не оглядываясь на международные обязательства, в том числе – союзные (то есть по отношению к России).

Со стороны властей, помимо обоснования легитимности любых своих действий, важным шагом в информационной сфере в марте 2019 года стала отработка схемы по сегментированию целевой аудитории. Месседжи властей для разных аудиторий стали транслироваться по разным каналам и с различными акцентами. Например, «антироссийские» заявления белорусского руководства освещались преимущественно в сети Интернет, в то время как телеканалы продолжали попытки создать позитивное впечатление о состоянии двусторонних отношений. Судя по всему, принятие новой концепции информационной безопасности стало последней нормативной новацией, которую власти намерены были реализовать в преддверии президентской и парламентской избирательных кампаний, долженствующих пройти в Беларуси в 2019–2020 году.

Со второй половины марта внимание высшего руководства страны было обращено на кадровые вопросы и положение дел в регионах. А. Лукашенко посетил город Барановичи (Брестская область) и Шкловский район Могилевской области (на границе с Россией). Результатом второй из этих поездок стала отставка вице-премьера Михаила Русого (курировал в правительстве сельское хозяйство, переведен на должность помощника президента по Могилевской области), министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца (переведен на должность губернатора Могилевской области), помощника президента по Могилевской области Геннадия Лавренкова (переведен на должность руководителя администрации Шкловского района), губернатора Могилевской области Владимира Доманевского и целого ряда других чиновников. Формальной причиной отставки было отставание региона по показателям экономического развития и «бесхозяйственность на местах».

По факту же речь идет одновременно об устранении ряда старых, имеющих политический вес фигур с республиканского на региональный уровень (а с регионального – на местный), что позволяет снизить политические риски в преддверии выборов на высшем уровне и одновременно усилить работу в могилевском регионе. Произошедшие кадровые изменения свидетельствуют об особом внимании властей к восточным регионам страны, которые не только испытывают существенное влияние со стороны России, но и являются наименее благополучными в экономическом плане.

В других восточных регионах страны – Гомельской и Витебской областях – в марте также произошли важные перестановки: на должность начальника Витебского управления внутренних дел пришел назначенец из Минска Михаил Гриб, а в Гомеле произошла замена пользующегося авторитетом генерального директора промышленного гиганта «Гомсельмаш» Александра Камко на техническую фигуру – Александра Новикова.

Одновременно с этим руководителем минской милиции назначен Иван Кубраков, отметившийся решительными действиями по усмирению протестов февраля–марта 2017 года в Минске (где он в этом время занимал должность заместителя начальника ГУВД). При этом работа милиции в целом получила от А. Лукашенко не самую высокую оценку («8 из 10», да и то – «с натяжкой»).

Экономика

Снижение зарплат, рост доходов

Появившаяся в марте экономическая статистика указывает на сохранение в феврале обозначившихся ранее тенденций. К их числу следует отнести низкие темпы экономического роста (менее 1%), снижение средней заработной платы и сохранение активного роста уровня доходов, в том числе – за счет наращивания задолженности белорусов перед банковской системой страны. В феврале средняя зарплата в Беларуси сократилась второй месяц подряд, снизившись, правда, только на 4 рубля – до уровня 977,60 руб. ($456).

При этом производительность труда в Беларуси в январе хоть минимально (на 0,9%), но выросла. Это свидетельствует о возвращении властей к политике отставания роста заработных плат по отношению к росту производительности, что является залогом устойчивости предприятий реального сектора.

Несмотря на снижение зарплат, в январе 2019 года общий объем денежных доходов населения составил 6,120 млрд рублей ($2,86) и по сравнению с январем 2018-го номинально увеличился на 13,5%, а с поправкой на инфляцию – на 7,5%. Важный вклад в поддержание уровня доходов населения вносит сохраняющаяся тенденция расширения кредитования граждан банковской системой.

Долги населения на начало марта установили очередной рекорд — 11 млрд 827,1 млн рублей (около $5,520 млрд). Эта сумма на 98,5 млн больше, чем месяцем ранее. Тем временем реальный сектор белорусской экономики находится в непростом положении. Как показали данные Национального банка, опубликованные в марте, чистая прибыль организаций за 2018 год составила 5,2 млрд рублей и по сравнению с 2017 годом снизилась на 38,9%.

Эта статистика свидетельствует о том, что белорусское руководство имеет совсем небольшой запас прочности для проведения предстоящих в 2019–2020 годах избирательных кампаний. Без структурной реформы реального сектора обеспечить динамичный рост экономики и доходов населения власти не в состоянии.

Внешняя политика

В поисках позитива

Последняя неделя марта 2019 года была отмечена визитом в Беларусь федерального канцлера Австрии Себастьяна Курца. Визит и его освещение прошли в традиционном для подобных случаев ключе: посещение австрийской делегацией памятных мест, связанных со Второй мировой войной, общение с А. Лукашенко и министром иностранных дел В. Макеем. Риторика сторон при этом была взаимно комплиментарной, хотя австрийская сторона позже и заявила о том, что в ходе общения затрагивались в том числе «неприятные» для Минска вопросы, касающиеся свободы слова, соблюдения прав человека в Беларуси.

Примечательно, что визит высокого гостя стал главным событием в итоговых передачах белорусских телеканалов в последнюю неделю марта. Хотя на этой же неделе состоялась поездка А. Лукашенко в Могилевскую область, завершившаяся многочисленными отставками. Очевидно, такое смещение акцентов продиктовано желанием дать белорусскому зрителю позитивную картину происходящего в Беларуси и вокруг нее. Это превращает белорусское Министерство иностранных дел в важного поставщика позитивных информационных поводов, повышая его роль во внутренней политике, несмотря на отсутствие прогресса в белорусско-европейских переговорах по ключевым вопросам повестки дня (заключение соглашений о фасилитации визового режима и о приоритетах партнерства).

Не отличается наличием позитивных поводов и второе направление белорусской внешней политики. Март был отмечен ожесточенной полемикой между белорусским МИД и российским послом в Беларуси Михаилом Бабичем. При этом российская сторона не только не пошла на попятную, но и демонстративно начала прямое взаимодействие с политизированными фигурами в белорусском гражданском обществе, ранее не входившими в пророссийский пул. Так, прошла встреча М. Бабича с руководителями общественного объединения «Говори правду» Татьяной Короткевич (кандидат в президенты на выборах 2015 года) и Андреем Дмитриевым, а также с экономистом Ярославом Романчуком. Причем все участники встречи весьма позитивно высказались как по отношению к российскому дипломату, так и по отношению к позиции российской стороны. Одновременно с этим Россельхознадзор продолжил публикацию материалов о контрабандных поставках «санкционной продукции» через территорию Беларуси, а М. Бабич, по слухам, сделал это направление работы одним из своих приоритетов.