Учитывая приближающиеся парламентские и президентские выборы, беларусские власти делают шаги к либерализации экономики. Что, впрочем, пока мало сказывается на сложной экономический ситуации в стране. А результаты учений «Запад-2017» демонстрируют не только углубляющийся кризис в отношениях с Россией, но и потерю Минском инициативы на международной арене и в информационном пространстве.
Внутренняя политика. Целевая либерализация
Одной из главных новостей стало анонсирование главой Центризбиркома возможного переноса президентских или парламентских выборов 2020 года на более ранний срок — 2019 год. Многочисленные комментарии, последовавшие за этим заявлением, касались обоснования того или иного сценария переноса. С уверенностью можно говорить лишь о том, что с местными выборами, вероятнее всего, не будет совмещен референдум. На голосование, по разным слухам, могут быть вынесены вопросы от введения моратория на смертную казнь и перехода на смешенную избирательную систему до продления президентского срока с 5 до 7 лет.
В преддверии выборов беларусские власти в сентябре резко активизировали усилия по реформированию экономики. Но реформирование по-прежнему понимается весьма специфически: как «улучшение условий хозяйствования» для малого и среднего бизнеса при отказе от серьезной реформы государственного сектора.
Тем не менее и те шаги, на которые власти готовы идти, могут оказать существенное позитивное влияние на динамику экономической ситуации. Так был расширен список видов деятельности, для занятия которыми физическим лицам не нужно регистрироваться в качестве частных предпринимателей. Также президент поддержал проект указа, направленный на дальнейшее развитие ремесленничества. Кроме того, особое внимание власти уделили вопросу развития агроэкотуризма, которому была посвящена встреча Александра Лукашенко и министра экономики Владимира Зиновского. Президент одобрил максимально либеральный подход к регулированию деятельности субъектов агроэкотуризма (которые организовывают отдых в сельской местности с привлечением туристов к сельскохозяйственным работам, традиционным ремеслам, характерным для аграрных территорий, изучением традиций и культуры региона), в том числе разрешение на проведение ими свадеб, банкетов и иных мероприятий.
Либеральных подходов Лукашенко потребовал и в ходе встречи с директором Национального центра законодательства и правовых исследований Вадимом Ипатовым по законопроекту о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. В частности, в вопросах, которые касаются ответственности предпринимателей. Кроме того, в рассматриваемый период также был подписал указ о налоговом консультировании, создающий институт налоговых консультантов и регулирующий их деятельность. Наконец, в ходе встречи Александра Лукашенко с председателем Комитета госконтроля Леонидом Анфимовым, который представил проект указа «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», президент потребовал резко сократить количество проверок.
Экономика. Скромные ожидания
В целом экономическая ситуация в стране не предвещает ничего хорошего. На фоне возможных новых потрясений, связанных с белорусско-российскими отношениями, даже в наиболее позитивные месяцы второго квартала 2017 года динамика доходов населения не стала положительной. В январе–июле 2017 года данный показатель оказался на 0,5% ниже, чем в соответствующий период 2016 года.
Таким образом, население так и не получило необходимой «передышки» перед следующей волной болезненных преобразований. В частности, речь идет о предстоящем выходе белорусской экономики на 100% уровень возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги населением. Проведя первое повышение тарифов на ЖКХ в сентябре, власти планируют еще два в самое ближайшее время: в начале декабря и начале января. Это позволит уже в 2018 году выйти на необходимый уровень по всем показателям, кроме возмещения затрат в области тепловой энергетики. Этот показатель сильно отстает от остальных и выход на 100% возмещение по нему, по мнению профильного министерства, возможен лишь к 2025 году (с учетом планируемого выхода на равнодоходные цены на энергоносители в отношениях с Российской Федерацией).
В то же время на фоне неудовлетворительной динамики роста доходов населения такие планы представляются довольно рискованными. При низком уровне инфляции в других секторах экономики рост тарифов ЖКХ, безусловно, станет одной из главных забот населения как раз накануне предстоящих в начале 2018 года выборов.
По данным Белстата, списочная численность работников государственных организаций в январе-июне 2017 года в среднем составила 1 миллион 511 тысяч человек, что на 132 тысячи человек меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Это значит, что, несмотря на многочисленные заявления о недопустимости сокращения работников и борьбе за новые рабочие места, власти на самом деле стремительно сокращают количество наемных работников. Причем это касается не только госаппарата, подвергшегося очередной волне оптимизации, но и государственных предприятий. Это значит, что способности властей поддерживать благоприятную динамику или стагнацию на рынке труда, крайне ограничены. Государственный сектор экономики находится в кризисе и будет продолжать «высвобождать» рабочую силу, что усложнит властям балансировку экономики и создание атмосферы социального оптимизма к политическим кампаниям 2019 года.
В январе–июле 2017 года белорусский экспорт товаров и услуг вырос на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, до $19,739 млрд. При этом в июле экспорт оказался ниже июньского на 7,1%. Сальдо торговли товарами и услугами по итогам полугодия заметно выросло, составив $489 млн против $73,9 млн в январе–июле прошлого года. По сравнению с данными за первое полугодие положительное сальдо выросло на 17,4%. Иными словами, позитивная динамика в экономике сохраняется, но теперь уже в основном за счет очень низкой базы 2016 года. Подобный рост воспринимается большей частью населения лишь как прекращение ухудшения ситуации, не более того.
Внешняя политика. Минск окончательно утратил инициативу
Главным событием в рассматриваемый период стало проведение на территории Беларуси совместного белорусско-российского стратегического учения «Запад–2017». Хотя в целом мероприятие прошло без серьезных инцидентов, общую тенденцию ухудшения белорусско-российских отношений оно тоже не изменило.
Перед официальным Минском изначально стояла сложная дилемма: провести «Запад-2017» так, чтобы не нагнетать напряженность и не подрывать региональную безопасность, но при этом продемонстрировать Москве выполнение союзнических обязательств. К 30 сентября немногочисленный российский контингент полностью покинул территорию Беларуси. Несмотря на отмеченные позитивные моменты, на фоне усиливавшейся информационной кампании против учений белорусская сторона оказалась во время мероприятия в крайне затруднительном положении. Не имея возможности контролировать провокационные действия Москвы во время параллельных масштабных маневров «Запад-2017» на российской территории, Минск в то же время не смог от них дистанцироваться в информационном пространстве. В результате информационное давление стран Запада по поводу учения в большей степени затронуло Беларусь, чем Россию.
Инициатива «Хельсинки-2» — это фактически единственное направление внешнеполитической активности, по которому сохраняется некая динамика
Но в целом имиджевые потери белорусской стороны по итогам учений оказались довольно незначительными. Проблема в том, что Минск окончательно утратил инициативу на международной арене и в информационном пространстве. Попытка и далее предлагать идею «Хельсинки-2» на «минской площадке», о которой вновь напомнил министр иностранных дел Владимир Макей во время 72-й сессии Генассамблеи ООН — это фактически единственное направление внешнеполитической активности, по которому сохраняется динамика. Хотя вполне очевидно, что для внешних наблюдателей «Хельсинки-2» является бессодержательной инициативой, направленной исключительно на легитимацию нового «посткрымского» статус-кво. В этом смысле активность Минска по продвижению инициативы продолжает подрывать доверие к квазинейтральной позиции Беларуси на международной арене.
Следует отметить, что в рассматриваемый период из России поступило достаточно много сигналов, указывающих на удручающие перспективы развития двухсторонних отношений. Причем власти не стали полностью игнорировать эти негативные сигналы. Так, российский Минсельхоз обвинил Казахстан и Беларусь в негативном влиянии на рынок сахара-сырца в Евразийском экономическом союзе из-за того, что они осуществляют беспошлинный импорт этого сырья. Продолжилось давление Москвы и по вопросу о перенаправлении экспорта белорусских нефтепродуктов в российские порты. В свою очередь белорусская сторона заявила об отсутствии желания сотрудничать с российскими партнерами в области торговли калийными удобрениями.
Дополнительный негативный эффект в рассматриваемый период произвел кейс украинского гражданина Павла Гриба, судя по всему, похищенного российскими спецслужбами на территории Беларуси. Поскольку данный кейс стоит в ряду с другими случаями похищения людей на территории Беларуси, то он поднимает серьезный вопрос о способности белорусской стороны контролировать происходящее на собственной территории.
Как показал ход учений «Запад-2017» и неразбериха с намерением (и отсутствием намерения) президентов Беларуси и России направляться с визитом в государства-союзники, Москва использовала нынешнее учение для того, чтобы озвучить однозначный сигнал о «лишении» Беларуси статуса «незаменимого партнера» в деле обеспечения военной безопасности на западном стратегическом направлении. Сделав максимальный акцент на собственных учениях, а не на совместных, Кремль четко дал понять, что стремится к обеспечению собственной военной безопасности исключительно в одностороннем порядке (а возможно, уже считает, что добился этого).