Январь принес Беларуси обострение отношений с Россией – от уже традиционных торговых войн и до вполне прямолинейных заявлений со стороны президента.
Внутренняя политика: Мобилизационная риторика усиливается
Александр Лукашенко в январе придерживался довольно активной мобилизационной риторики. Его новогоднее обращение было сконцентрировано в первой части на задаче обеспечения мира и безопасности Беларуси и необходимости «хранить порох сухим». В ходе посещения Свято-Духова кафедрального собора на Рождество Александр Лукашенко заявил о наличии сил, которые хотели бы исчезновения независимой и суверенной Беларуси. 10 января на церемонии вручения премии «За духовное возрождение», спецпремий деятелям культуры и искусства и премии «Белорусский спортивный Олимп» Президент вновь заявил об «общей задаче нынешних поколений белорусов – сберечь страну и передать ее свободной и независимой тем, кто придет после них». Те же мотивы звучали в речи Александра Лукашенко во время приёма на Старый Новый год.
Аналогичный по содержанию месседж Алесандр Лукашенко озвучил 17 января во время переговоров в расширенном составе с президентом Судана Омаром Хасаном Ахмедом аль-Баширом. Он подчеркнул, что Беларусь планомерно реализует собственную внешнюю политику, исходя из национальных интересов, а не указаний мировых центров силы, выступает за развитие отношений со всеми государствами в духе взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела и признания многообразия путей развития.
Наконец, 26 января на церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и педагогическим работникам Александр Лукашенко заявил о необходимости синтеза науки и государственной идеологии, особенно когда предпринимаются отдельные попытки поставить под вопрос суверенитет и независимость Беларуси. Тогда же белорусский президент заявил, что «братская Украина» сейчас воюет за свою независимость.
В экспертом сообществе нет сомнений в том, что во всех вышеперечисленных случаях Александр Лукашенко имел ввиду Россию как источник потенциальных вызовов и угроз для независимости и суверенитета Беларуси.
Экономика: Финансовая нагрузка на население увеличивается в результате реформ
Экономическая ситуация в Беларуси продолжает развиваться в русле заданных ранее трендов. С одной стороны, работа реального сектора стабилизировалась благодаря стабилизации российского рынка и спроса на нём на белорусскую продукцию. С другой стороны, продолжение негативных тенденций было обусловлено не только накопленными диспропорциями в экономике, но и искусственно возникающими проблемами, такими как ограничение поставок российской нефти, ограничение доступа белорусской пищевой продукции на российский рынок и другими.
С целью сбалансировать ресурсы государство увеличивает финансовую нагрузку на население. Так, с 1 января 2017 года на 5% вырос НДС на все услуги электросвязи в Беларуси. С нового года также на 17% выросла стоимость теплоэнергии. На 17% с 1 января также увеличились для населения цены на природный газ в отопительный период. Однако тарифы на электроэнергию для населения остались на прежнем уровне. Одобрены и планы правительства (в соответствии с требованиями Межденародного валютного фонда) обеспечить возмещение затрат на предоставляемые услуги ЖКХ населением на 75% к концу 2017 года и на 100% к концу 2018 года.
Запрет импорта белорусских мясомолочных продуктов в Российскую Федерацию спровоцировал новый виток напряженности в двусторонних отношениях
Таким образом, текущая деятельность Правительства и Национального банка полностью укладывается в русло требований, предъявляемых со стороны западных и китайских кредиторов и партнёров. И, насколько можно судить, данные стратегические ориентиры останутся неприкосновенными и в 2017 году, в то время как имиджевые издержки соответствующих мер будет сглаживать новое руководство Администрации Президента. На этом фоне Александр Лукашенко вновь заявил о необходимости достичь уровня средней ежемесячной заработной платы $500.
Судя по всему, как минимум, определённые подвижки в данном направлении наметились и по самому «безнадёжному» направлению реформ – реформированию государственного реального сектора. Так, в рассматриваемый период Госкомимущество вышло с инициативой провести «народную приватизацию» открытых акционерных обществ с госдолей менее 25%. Вероятно, это только первый из целого ряда позитивных сигналов, которые будут посланы инвесторам в 2017 году.
Внешняя политика: Конфликт с Россией становится все более явным
Отношения Беларуси и России продолжали развиваться в русле, заданном основными конфликтными точками в отношениях двух стран. Продолжился обмен острыми заявлениями на предмет запрета импорта белорусских мясомолочных продуктов в Российскую Федерацию. На обвинения со стороны руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта ответили не только белорусские чиновники Минсельхозпрода, но и Александр Лукашенко, раскритиковавший российскую сторону. Примечательно при этом, что продолжились и даже усилились попытки пророссийских лоббистов подтолкнуть белорусскую сторону к обращению в суд по поводу действий Россельхознадзора. К высказавшему эту мысль первым председателю Совета Республики Национального собрания Михаилу Мясниковичу присоединились министры Евразийской экономической комиссии Сергей Сидорский (представитель Беларуси) и Татьяна Валовая.
Данное действие, однако, не только бессмысленно (в силу отсутствия на постсоветском пространстве международных судов, способных выносить обязывающие решения), но и может обернуться для Беларуси политическим поражением. Обратиться в суд ЕАЭС Беларусь может только с жалобой по поводу нарушения норм ЕАЭС, а не соглашений в рамках Союзного государства. То есть, данный шаг может предоставить основания для скорейшего «списания в утиль» двухстороннего интеграционного проекта Беларуси и России. Минск, однако, это делать не спешит, поскольку правовая база Союзного государства даёт белорусской стороне больше возможностей для защиты своих позиций и продвижения своих интересов, чем правовая база ЕАЭС.
В сфере нефтегазовых отношений рассматриваемый период был отмечен дальнейшим нарастанием напряжённости. Даже традиционные «голуби» (как, например, посол России в Беларуси Александр Суриков) перестали анонсировать скорейшее достижение соглашения по спорным вопросам, а белорусское правительство (вице-премьер Владимир Семашко) заявило, что данные вопросы должны быть решены в пределах I квартала 2017 года. По оценкам российского вице-премьера Аркадия Дворковича, долг Беларуси за поставленный российский газ на данный момент составляет $550 млн. Из-за долга за российский газ в первом квартале 2017 года российские поставщики сократят экспорт нефти в Беларусь ещё на 12% (до 4 млн. тонн). Параллельно российская сторона пытается заблокировать работу Минска по поиску альтернативных источников энергоносителей или, по крайней мере, повысить цену таких поисков для Беларуси. Так, 17 января министр иностранных дел России Сергей Лавров озвучил довольно жёсткую позицию своей страны о недопустимости экстрадиции задержанного в Беларуси российско-израильского блоггера Александра Лапшина в Азербайджан, как того требует Баку. Однако, судя по твёрдому намерению белорусской стороны выполнить просьбу азербайджанских коллег, Александр Лукашенко достиг с Ильхамом Алиевым вполне конкретных договорённостей по взаимным шагам в политической и экономической сферах и твёрдо намерен реализовать их.