Мартовские события в Украине свидетельствуют о том, что в стране продолжаются реформы и идет борьба с коррупцией, но в то же время инерция системы создает препятствия на их пути. Решения властей не всегда находят понимание в обществе, а иногда и у иностранных партнеров Украины. Вместе с тем угрозы со стороны России не теряют актуальность.
Внутренняя политика: Борьба с коррупцией и ее побочные эффекты
Третьего марта главе Государственной фискальной службы Украины Роману Насирову было вручено подозрение в коррупционной деятельности. Это дело стало одним из первых громких в работе Национального агентства по противодействию коррупции и Антикоррупционной прокуратуры. Ситуация всколыхнула общество. Принятие решения об аресте Насирова, как и последующее внесение им залога в сто миллионов гривен ($3,7 млн), находились под пристальным вниманием представителей общественности, интерес к «делу Насирова» по-прежнему остается высоким.
В некоторой степени «дело Насирова» затмило решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о блокаде неподконтрольных Украине территорий Донецкой и Луганской областей. До недавнего времени такую блокаду пытались осуществлять активисты и представители оппозиционных партий, утверждающие, что торговля с оккупированными регионами — источник коррупции и контрабанды. 15 марта решение СНБО предоставило блокаде официальный статус.
Создается впечатление, что и арест Насирова, и блокада неподконтрольных Украине территорий используются, чтобы повысить популярность президента и правительства, при этом снизив градус противостояния в обществе во избежание досрочных парламентских выборов. Риски проведения выборов в сложившейся на сегодня ситуации — в условиях агрессии со стороны России и при требованиях западных партнеров сохранять стабильность в стране — высоки. Следовательно, президент Порошенко всеми силами будет уклоняться от развития такого сценария.
Вместе с тем события, которые будоражат общество и ставят под сомнение стабильность в стране, продолжаются. Так, 23 марта произошло два резонансных случая. Во-первых, диверсия на складе боеприпасов в городе Балаклея (Харьковская область), когда на территории военного арсенала Минобороны возник пожар с последующей детонацией боеприпасов. Во-вторых, убийство ранее бежавшего в Украину экс-депутата Госдумы Российской Федерации Вороненкова, который был одним из главных свидетелей развязывания Россией агрессии против Украины, а также участия экс-президента Виктора Януковича во введении в страну российских войск. Оба события взаимосвязаны и, по мнению Службы безопасности Украины, за ними стоит Москва.
В нынешнем политическом сезоне процессы борьбы с коррупцией и попытки стабилизировать ситуацию в стране останутся трендообразующими.
Менее резонансным, но крайне важным для представителей гражданского общества событием стал принятый в тот же день, 23 марта, закон об изменениях в электронном декларировании. Изменения обязывают не только чиновников, но теперь и активистов антикоррупционных общественных организаций заполнять электронные декларации. Такое решение парламента может нивелировать достижения в противодействии коррупции в Украине. Об этом уже заявили Посольства Великобритании и США, а Еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Ган подчеркнул , что нововведенные нормы недопустимы.
Вероятно, в нынешнем политическом сезоне процессы борьбы с коррупцией и попытки стабилизировать ситуацию в стране останутся трендообразующими.
Экономика: Атака на российские банки и последствия блокады
В экономическом плане наиболее значимым событием стало решение СНБО о применении санкций к пяти российским банкам: ПАО «Сбербанк» (Украина), ПАО «ВиЭс Банк», ПАО «Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк» («Проминвестбанк»), ПАО «ВТБ БАНК», ООО «БМ Банк». Такое решение логически продолжает ужесточение политики в ответ на действия России на востоке Украины и принималось одновременно с официальным признанием блокады.
Возможные последствия этих решений стали предметом изучения МВФ. В то же время Национальный банк Украины заявил, что прогноз экономического роста в Украине пересмотрен и теперь составляет 1,9%, а не 2,6%, как предполагалось ранее.
Внешняя политика: Украина на повестке дня США и Германии
Что касается внешней политики, то в этом направлении можно говорить об определенных успехах. В частности, 7 марта министр иностранных дел Украины Павел Климкин провел встречу с новым Госсекретарем США Рексом Тиллерсоном и заручился его поддержкой в вопросе выполнения Россией Минских договоренностей.
Тема Украины также поднималась на переговорах президента США Дональда Трампа и канцлера Германии Ангелы Меркель 17 марта. США и Германия подтвердили необходимость безоговорочного мирного решения «украинской проблемы» и потребовали от России более заметных шагов в выполнении Минских соглашений.
Однако эти успехи могут оказаться сомнительными, если в Украине будет наблюдаться откат антикоррупционных реформ и снижение уровня политической стабильности.