После относительного январского затишья февраль для Украины был богат разнообразными событиями. У большинства из них была объединяющая тема – ситуация на Донбассе и в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, а также отношения с Россией. В этом контексте определенные успехи в европейском и американском направлении дают повод для осторожного оптимизма.
«Донбасс» во внутренней политике
Еще в начале месяца украинское политическое пространство всколыхнуло интервью Посла Германии в Украине Эрнста Райхеля, которое он дал изданию РБК-Украина. Посол допустил, что выборы на оккупированной части Донбасса могут состояться в присутствии там российской армии. Все, по его словам, будет зависеть от условий, в которых эти выборы будут проводиться. Заявление Посла стало катализатором и без того острого политического диалога между украинскими политическими силами. Встал вопрос как о будущем отдельных районов Донецкой и Луганской областей, так и о легитимности экономического взаимодействия с сепаратистами. С одной стороны, Президент Украины и поддерживающие его политические силы признают необходимость такого взаимодействия. Без донецкого угля ситуация в украинской энергетике может ухудшиться. 16 февраля Президент даже ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны про «Неотложные мероприятия по нейтрализации угроз энергетической безопасности Украины». С другой стороны, оппонирующие ему политики призывают удерживать блокаду оккупированных частей Донбасса, избегать «торговли на крови». Ситуация даже переросла в столкновения сторонников блокады (преимущественно представителей добровольческих батальонов и Организации украинских националистов) с правоохранительными органами 19 февраля, в третью годовщину расстрела Небесной сотни на Майдане Независимости в Киеве.
Есть основания ожидать, что тема Донбасса и далее будет сохранять свою актуальность для украинского политикума, а в случае досрочных выборов в парламент (такой сценарий нельзя исключать) будет использоваться различными игроками в качестве маркера в рамках определения «свой-чужой».
Экономика: Влияние российской агрессии
В экономике Украины сохраняется сдержанно позитивный тренд. 24 февраля Премьер-министр Украины Владимир Гройсман допустил, что в 2017 рост ВВП составит более чем 3%. При этом власти Украины пытаются ограничить риски, возникающие вследствие конфликта с Россией. В частности, Национальный банк Украины усилил меры для недопущения оттока капитала в Российскую Федерацию, приняв соответствующее Постановление 21 февраля 2017 года. Кроме того, Киевский апелляционный хозяйственный суд оставил в силе решение суда от 5 декабря 2016 г, согласно которому «Газпром» обязан выплатить Украине штраф и пеню, наложенные на компанию Антимонопольным комитетом Украины за злоупотребления на транзитном рынке (около 6,4 млрд. дол.).
Внешняя политика: Умеренные достижения
Что касается событий в сфере внешней политики, то они тоже в основном касались украинско-российских отношений и войны на Донбассе. 12 февраля глава МИД Российской Федерации Сергей Лавров заявил, что Украине нужно снова вернуться к идее децентрализации. Он настаивает, что в апреле 2014 года эта идея уже была одобрена на уровне министров США, ЕС, Украины и России. В свою очередь руководство Украины прохладно относится к инициативам российской стороны, полагаясь на поддержку Запада.
Поводом для оптимизма Киева является ужесточение риторики Белого дома по поводу ситуации на Донбасе
Поводом для оптимизма Киева является ужесточение риторики Белого дома. 15 февраля Министр обороны США Джеймс Меттис призвал страны НАТО разговаривать с Россией с позиции силы, Госсекретарь США Рекс Тиллерсон на встрече с Сергеем Лавровым призвал Россию выполнять Минские соглашения, а 26 февраля США призвали Россию немедленно прекратить огонь на Донбассе.
Определенные успехи были достигнуты и в европейском направлении. 23 февраля Нижняя палата парламента Нидерландов официально подтвердила ратификацию Соглашения об Ассоциации Украина – ЕС. Теперь для завершения процесса ратификации последней из стран ЕС необходимо дождаться ратификации в Сенате, после чего последние ратификационные грамоты будут отправлены в Брюссель.
А наибольшим достижением февраля можно считать то, что 27 числа Совет ЕС утвердил механизм приостановления безвизовых режимов с третьими странами, что разблокировало утверждение безвизового режима с Украиной и дает стране шанс присоединиться к безвизовому режиму с ЕС наравне с Молдовой и Грузией.