Развитие устойчивости в Восточной Европе в контексте концепции НАТО по обеспечению стабильности

Странам Восточной Европы следует сотрудничать на двусторонней и многосторонней основе, в рамках и за пределами партнерства НАТО, для усиления их устойчивости

Підписатись на новини "Української призми"

Устойчивость – это всеобъемлющая концепция, разработанная в евроатлантическом сообществе для реагирования на целый ряд новых гибридных угроз посредством гражданских, экономических, коммерческих и военных мер. В настоящем аналитическом документе предлагается применить принцип устойчивости к Молдове и Украине. С одной стороны, авторы анализируют, как устойчивость выражается в двустороннем и многостороннем сотрудничестве, а с другой, изучают как возможности, предлагаемые стратегией НАТО по обеспечению стабильности, могут увеличить устойчивость в Восточной Европе.

Аналитическая записка подготовлена  в рамках проекта Совета внешней политики «Украинская призма» и Регионального  проекта Фонда Фридриха Эберта “Диалог Восточной Европы”выпускниками Первой Восточноевропейской школы  для исследователей внешней политики:

 

 

Дану Марин, эксперт, Центр информации и документации НАТО в Молдове

Владимир Соловьян, руководитель внешнеполитических проектов Центра исследований армии, конверсии и разоружения

 

Устойчивость и обеспечение стабильности при помощи НАТО

Концепция устойчивости была разработана в евроатлантическом сообществе после двух серьезных кризисов, изменивших европейскую парадигму безопасности.

 

Во время Варшавского саммита НАТО устойчивость была признана руководящим принципом,

 

определенным как «способность общества сопротивляться и легко и быстро восстанавливаться при воздействии внутреннего или внешнего потрясения, сочетающая в себе гражданские, экономические, коммерческие и военные факторы».

 

Вклад НАТО в развитие устойчивости охватывает пять областей:

  • кибернетическая защита, касающаяся множества угроз в киберпространстве, от защиты коммуникационной инфраструктуры до реагирования на кибератаки;
  • гибридные угрозы, требующие развития способностей защищаться от сочетания стандартных и нестандартных угроз;
  • военно-гражданская готовность, включающая возобновление стратегического планирования для адаптации территориальной обороны и разворачивания мер гражданского реагирования в чрезвычайной ситуации;
  • сотрудничество с ЕС, подразумевающее улучшение синергии между двумя институциями для развития общего понимания ситуации и координации мер реагирования;
  • взаимовыгодное сотрудничество со странами-партнерами. С одной стороны, НАТО полагается на опыт партнера в гибридной войне, а с другой стороны, Альянс реализовывает свою политику обеспечения стабильности для развития устойчивости партнера.

Развитие устойчивости играет особо важную роль в странах Восточной Европы, которые сталкиваются с растущими угрозами безопасности и вызовами, подрывающими стабильность в регионе. Военное вмешательство России в Украине  оголило глубоко укоренившиеся систематические уязвимости, существующие во всех постсоветских странах. Молдова и Украина должны решить эти проблемы, сосредоточившись на пяти группах вызовов в сфере безопасности: усовершенствование территориальной обороны, развитие возможностей противодействия гибридным угрозам, улучшение гражданской готовности, усиление кибернетической защиты и обеспечение энергетической безопасности.

 

Одним из возможных решений является использование знаний, навыков и помощи НАТО в этих сферах посредством стратегии обеспечения стабильности.

 

Чтобы определить, как концепция НАТО по обеспечению стабильности взаимодействует с развитием устойчивости в Восточной Европе, нужно учесть три основных тенденции подхода НАТО к партнерству. Первая тенденция заключается в общем замораживании процесса расширения НАТО, особенно в регионах, которые являются предметом разногласий, таких как Восточная Европа. Вторая тенденция связана с тем, что НАТО предлагает своим партнерам более обширное сотрудничество по вопросам безопасности, обеспечиваемой боевой мощью. При этом сотрудничество основывается на развитии обороноспособности и оперативной совместимости. Третья тенденция заключается в том, что предпочтение отдается двустороннему, а не многостороннему сотрудничеству, а партнерам предлагаются более индивидуальные варианты.

 

Развитие устойчивости в Молдове

ustroops

С учетом того, что развитие устойчивости основано на наличии спроса, партнерство Молдовы и НАТО определяется пассивной оборонной культурой страны и ее принципом нейтралитета. В результате, сотрудничество с НАТО до аннексии Крыма и военной интервенции России на Донбассе носило скорее формальный, чем практический характер. Несмотря на положительную направленность, изменения в рамках партнерства в системе безопасности Молдовы, особенно в части возможностей, были медленными.

 

 

 

Агрессия России против Украины послужила сигналом тревоги для молдавской политики, и представители власти начали более комплексно и активно заниматься вопросами безопасности.

 

Третий Индивидуальный план действий партнерства (IPAP, 2014-2016 гг.) и Инициатива по наращиванию оборонного потенциала (DCBI, согласована в 2015 году) поставили во главу угла реформы, более практическое сотрудничество посредством преобразования вооруженных сил Молдовы, и углубленное участие в сферах кибернетической защиты, образования в области обеспечения военной безопасности, развития целостности, безопасного хранения боеприпасов. На данный момент усилия направлены на завершение реформ в секторе безопасности, которые являются первым этапом пакета обороны и безопасности (DCB), и на дальнейший переход ко второму этапу развития структуры вооруженных сил и развития обороноспособности.

Учитывая отсутствие намерений существенно менять характер партнерства между Молдовой и НАТО (нет плана членства, с одной стороны, или потери достигнутых успехов, с другой стороны), инструменты НАТО по обеспечению стабильности все еще могут повысить устойчивость Молдовы.

Следовательно, сотрудничество в сфере развития устойчивости представлено пятью группами вопросов.

  • Первая группа вопросов по устойчивости включает территориальную оборону и защиту границ. Она касается развития структуры вооруженных сил и улучшения обороноспособности для получения эффективных вооруженных сил с приемлемым уровнем затрат. Эта способность включена во второй этап пакета DCBI, который может начаться только после завершения первого. Еще одним важным элементом является развитие сотрудничества с региональными партнерами для улучшения охраны границ, обмена разведывательными данными, а также для усиления оперативной совместимости вооруженных сил.
  • Вторая группа вопросов касается гибридной войны. На данный момент усилия в рамках сотрудничества между Молдовой и НАТО направлены на всестороннее реформирование сектора безопасности, но при этом разработано всего несколько практических программ для развития ситуационной осведомленности и реагирования на гибридные угрозы. Основные приоритеты включают разработку многофункциональных инструментов мониторинга, анализа и реагирования на гибридные угрозы, улучшение межинституционального сотрудничества в сфере стратегических коммуникаций и развитие партнерства между правительством и гражданским обществом для совместной борьбы с пропагандой и дезинформацией. В этом отношении Украина является важным стратегическим партнером, с учетом ее актуального опыта гибридной войны.
  • Третья группа вопросов включает киберзащиту и информационную безопасность. Сотрудничество в этой области является самым плодотворным, так как НАТО поддерживает разработку трех проектов кибернетической защиты и киберобразования в рамках программы «Наука ради мира и безопасности» (SPS). Расширенное сотрудничество может включать информационную безопасность, защиту коммуникационных сетей и инфраструктуры.
  • Четвертая группа вопросов по обеспечению устойчивости включает гражданскую готовность. Будучи военной и гражданской организацией, НАТО уже делится своим практическим опытом в сфере образования и обучения. Для дальнейшего развития устойчивости в этой области Молдова должна применять более комплексный подход к управлению кризисами и чрезвычайными ситуациями посредством усиления партнерства между военными и гражданскими структурами. Этот процесс включает разработку механизмов раннего предупреждения и реагирования, а также усовершенствование плана действий в чрезвычайной ситуации.
  • Пятая группа вопросов – это энергетическая безопасность. Несмотря на то, что НАТО не является институтом в сфере энергетической безопасности, Молдова может перенять у НАТО опыт разработки устойчивых источников энергии, защиты важной энергетической инфраструктуры и улучшения энергоэффективности в военной сфере. Особый интерес представляет собой трехсторонняя инициатива европейской сети системных операторов передачи электроэнергии ENTSO-E между Молдовой, Румынией и Украиной, направленная на объединение энергосистем.

 

Развитие устойчивости в Украине

04ab3851-915d-4337-ab88-996007d17fc4_w987_r1_s

С самого начала российской агрессии в Украине НАТО и Украина пересмотрели свои двусторонние отношения. Украинский парламент отменил внеблоковый статус страны и активизировал диалог с альянсом. В свою очередь, НАТО решительно поддержал суверенитет и территориальную целостность Украины. При этом альянс усилил свои обычные средства сдерживания с учетом военной деятельности России в Восточной Европе и балтийских странах. В то же время, практическая поддержка, которую НАТО оказывает Украине, направлена на усиление ее устойчивости.

Соответствующая повестка дня включает развитие и расширение существующих программ реформирования сектора безопасности, кибернетической защиты, научного сотрудничества по вопросам безопасности, образования в области обеспечения обороны и профессионального развития.

 

Начиная с 2014 года, набор средств по усилению устойчивости Украины включает шесть трастовых фондов, которые покрывают критические этапы процесса реформирования сектора безопасности в Украине.

 

Основные сферы процесса усиления устойчивости в рамках этой инициативы включают кибернетическую защиту, антикоррупционные меры, обеспечение энергетической безопасности, обезвреживание мин для защиты мирного населения, стратегические коммуникации, дополнительное обучение военнослужащих и совместную разработку передовых технологий в секторе безопасности. Однако существует много проблем, связанных с развитием устойчивости в Украине, которые не являются приоритетными в рамках взаимодействия с НАТО.

В этом отношении Украина может предложить следующие меры для развития своей стратегии устойчивости:

  • Первую группу вопросов обуславливает необходимость определить сферу применения пакета всесторонней поддержки НАТО в области усиления территориальной обороны Украины. Основную цель территориальной обороны Украины можно определить как реализацию совместных концептуальных и методологических подходов с государствами-членами НАТО. Следовательно, формы сотрудничества между Украиной и НАТО в этой сфере могут включать введение современных программ обучения для различных подразделений территориальной обороны, создание центров обучения и предоставление им образовательных инструментов, симуляторов и т.д. Более того, следует отметить, что преподавательский персонал НАТО может проводить эффективное обучение для местных инструкторов в системе территориальной обороны.
  • Вторая важная группа вопросов, касающихся устойчивости Украины, связана с гражданской готовностью. Усиление устойчивости в этой сфере должно опираться на программы обучения сил территориальной обороны. Следует отметить, что взаимодействие между гражданским и военным секторами обороны играет крайне важную роль для эффективного реагированияв кризисных ситуациях.
  • Сотрудничество между Украиной и НАТО в сфере стратегических коммуникаций также является весьма актуальным вопросом. Это объясняется необходимостью гарантированной непрерывной деятельности правительства и важных государственных служб в контексте усиления устойчивости. Безопасность стратегических коммуникаций напрямую зависит от надежности самоуправления и межведомственных логистических информационных систем, а также обучения специалистов и повышения эффективности государственных средств массовой информации. Следовательно, Украине нужно развивать свою устойчивость в тесном сотрудничестве с Комитетом публичной дипломатии (CPD). Стандарты, знания и навыки стран НАТО в сфере стратегических коммуникаций следует учесть в национальной Стратегии Украины по стратегическим коммуникациям.
  • Четвертая группа вопросов касается кибернетической защиты и информационной безопасности. Ключевые компоненты этого предмета включают общественную осведомленность на региональном и местном уровне об Особом партнерстве между Украиной и НАТО, освещение событий, связанных с сотрудничеством между Украиной и НАТО, в средствах массовой информации, а также разработку совместной стратегии борьбы с российской дезинформацией и пропагандой. Кроме того, в дополнение к Украинскому центру по изучению опыта гибридной войны, создание которого было анонсировано на саммите НАТО в Варшаве, должны быть открыты его представительства в Беларуси и Молдове.
  • Поставки энергоресурсов являются ахиллесовой пятой национальной системы безопасности Украины. Следовательно, план действий по усилению устойчивых поставок энергоресурсов по территории Украины должен включать определение уязвимостей инфраструктуры топливно-энергетического комплекса Украины, обучение персонала по вопросам защиты критической инфраструктуры, улучшение поставок энергоресурсов в военные части, усиление организационной и ресурсной устойчивости для реагирования на кризисные ситуации в сфере энергетической безопасности.

 

Вывод и рекомендации касательно сотрудничества

Безусловно, у Молдовы и Украины разные векторы безопасности, но для национальной устойчивости этих стран характерны похожие угрозы и уязвимости. Принимая во внимание европейские устремления Кишинева и Киева, с одной стороны, и вызовы безопасности, с которыми они сталкиваются, с другой, сотрудничество между двумя странами вполне закономерно.

 

В этом контексте странам Восточной Европы следует сотрудничать на двусторонней и многосторонней основе, в рамках и за пределами партнерства НАТО, для усиления их устойчивости

 

в пяти группах проблем: территориальная оборона, борьба с гибридными угрозами, гражданская готовность, кибернетическая защита и энергетическая безопасность.

Что касается Республики Молдова, для двустороннего сотрудничества необходимо углубление партнерства с НАТО. Первый шаг заключается в выполнении пакета в рамках Инициативы по наращиванию оборонного потенциала (DCBI), при поддержании постоянного темпа реформ в секторе безопасности и переходу к развитию оборонных возможностей. Второй шаг подразумевает работу с пятью группами вопросов в сфере безопасности при согласовании следующего Индивидуального плана действий партнерства (IPAP), а также разработку более практического плана действий в этих сферах. Третий этап включает поиск возможностей финансирования при помощи трастовых фондов НАТО, особенно по проектам, касающимся хранения боеприпасов и безопасности, логистики и стандартизации.

 

На уровне двустороннего сотрудничества между Молдовой и Украиной также крайне важно работать над вопросами территориальной обороны, управления границами, энергетической безопасности и обмена опытом борьбы с гибридными угрозами.

 

Украинская стратегия устойчивости в значительной мере отражена в комплексном пакете помощи для Украины, который был согласован на саммите НАТО в Варшаве. В то же время, дорожная карта для обеспечения устойчивости должна основываться на Ежегодной национальной программе сотрудничества НАТО – Украина (ANP), также как и на существующих программах и инициативах, в которые вовлечены   государства-члены НАТО. Тем не менее, успешная реализация необходимых критериев устойчивости зависит от наращивания потенциала правительственных и военных институтов и возможностей демократического контроля. Украина, в свою очередь,  рассматривает перспективы углубления сотрудничества с Молдовой в сфере безопасности через призму сотрудничества с НАТО, и в таком ключе стремиться к достижению общих стандартов, особенно касательно  Вооруженных сил.

На уровне многостороннего сотрудничества программа «Наука ради мира и безопасности» (SPS) идеально подходит для общих межрегиональных инициатив в Восточной Европе. Потенциальные проекты могут включать борьбу с терроризмом, кибернетическую защиту, энергетическую и экологическую безопасность, предоставление гражданской поддержки, пограничную безопасность и трансграничные коммуникационные системы. Молдове и Украине стоит изучить возможности, которые предлагает платформа оперативной совместимости НАТО, потенциальная будущая площадка для проведения заседаний и консультаций с 25 партнерами, которые не являются членами НАТО, по вопросам, влияющим на оперативную совместимость, таким как системы командования и контроля или логистика.

Благодаря многостороннему сотрудничеству, Молдова и Украина могут создать платформы за пределами НАТО. Примером такой платформы является NORDEFCO (Североевропейское оборонное сотрудничество), неофициальная добровольная организация в сфере безопасности, государства-участники которой могут выбирать сферы и объем сотрудничества. Несмотря на то, что такие платформы не решают краткосрочные проблемы, они являются отличным инструментом для построения долгосрочных взаимоотношений в сфере безопасности, которые поддерживают региональную стабильность.