Граница нам поможет. Как Киев и Кишинёв подталкивают «Приднестровье» к переговорам

17 июля президент Украины Порошенко и премьер Молдовы Филип открыли первый пункт пропуска на приднестровском участке границы между странами.

Підписатись на новини "Української призми"

Власти «ПМР» и Москва назвали такие действия экономической «блокадой». Громадское разбиралось в этой истории вместе с экспертом “Украинской призмы” Сергеем Герасимчуком

Украина и Молдова усиливают контроль на границе

Речь идет о пункте пропуска «Кучурган-Первомайское», через который проходит около 70% торговли непризнанной ПМР. Теперь на этом участке будут стоять украинские и молдавские пограничники, а в будущем еще откроется 12 пунктов.

«Украина готова максимально содействовать восстановлению территориальной целостности Республики Молдова», – сказал президент Украины Петр Порошенко.

Премьер Молдовы Павел Филип заявил, что общий контрольно-пропускной пункт создан «в интересах и для комфорта граждан региона, а также в интересах экономических агентов».

Почему «Приднестровье» и Россия против?

Москву и Тирасполь не устроило то, что решение об усилении контроля принимали не спросив у властей непризнанной республики.

В Москве введение контроля назвали «угрозой стабильности» и «провокацией», а Госдума РФ назвала такие действия блокадой. Глава «Приднестровья» Вадим Красносельский заявил, что вдоль границы появляется силовая составляющая Республики Молдова.

В «ПМР» хотели, чтобы это решение принималось в рамках переговорного формата «5+2» (формат переговоров с участием «ПМР», Молдовы, ОБСЕ, России, Украины, США и ЕС). В Киеве и Кишиневе посчитали, что контроль над границей – это дело двух стран.

Премьер-министр Молдовы Павел Филип отверг обвинения в организации блокады: «Мы очень четко разграничиваем так называемых лидеров Приднестровского региона и наших граждан, проживающих в этом регионе. Возможно, сегодняшнее событие не радует лидеров Тирасполя, но оно нравится гражданам».

По мнению эксперта центра «Украинская призма» Сергея Герасимчука, РФ хочет поддержать Тирасполь, но денег на это нет. «Приднестровью приходится выживать за свой счет и за счет серых схем движения товаров через границу. И поскольку РФ сама не может помочь и видит, что автономные каналы тоже могут прикрыться, безусловно, Россия пытается повлиять на этот процесс и свернуть его».

Не первая «блокада»

Власти «Приднестровья» в 2006-м году уже обвиняли Киев в блокаде. Тогда украинское правительство запретило обслуживать грузы из ПМР, которые не были оформлены в Молдове. В МИД РФ заявили, что Украина действует «без учёта реалий и трезвости». Непризнанная ПМР в ответ перестала пропускать через свою территорию транзитные грузы в молдавском и украинском направлениях. Тогдашний глава «республики» Игорь Смирнов даже угрожал выходом из переговоров по урегулированию конфликта. Но закончилось всё тем, что приднестровские предприятия были вынуждены всё же зарегистрироваться в Молдове.

Бывший постпред Молдовы в ООН Алексей Тулбуре считает, что ни в 2006-м, ни сейчас речь о блокаде не идёт.

«Тогда в 2006-м году у приднестровских таможенников отобрали печати и предложили зарегистрироваться в Молдове. Сейчас механизм действует, поэтому ни о какой блокаде речи быть не может».

Сигареты, спирт и побег через границу

Главная проблема приднестровского участка границы (411 км) – это контрабанда сигарет и алкоголя.

«Столетние старцы и новорожденные должны выкуривать по 80 штук в сутки», – так говоря о масштабах контрабанды в ПМР, пошутилпредставитель Украины в переговорном процессе «5+2» Андрей Веселовский в статье для Зеркала Недели.

«Приднестровье – это контрабандная труба, которой пользуются все: и люди в Тирасполе, и в Кишиневе. Также без заинтересованных лиц в ЕС и в Москве многие черные схемы не были бы возможны», – говорит Алексей Тулбуре.

В отчете EUBAM (миссия ЕС по погранпомощи Молдове и Украине) за 2016-й год говорится, что для магазинов беспошлинной торговли в Приднестровье было ввезено 1,32 млрд сигарет, из них зарегистрированы как проданные только половина.

В 2015-м году Украина запретила провозить в ПМР подакцизные товары, а это именно этиловый спирт, спиртные напитки, пиво, табачные изделия, нефтепродукты, сжиженный газ, легковые автомобили. Их на территорию непризнанной республики можно ввозить только через Молдову.

По словам эксперта Сергея Герасимчука, большой проблемой было и незаконное пересечение границы.

«Если человек пребывал в Молдове под подпиской о невыезде, он всегда мог выехать через приднестровский участок…».

Герасимчук считает, что могут возникнуть сложности у жителей ПМР с украинскими или российскими паспортами. Им придется объяснять на каком основании они пребывали на территории Молдовы, но это может подтолкнуть их к получению молдавского гражданства.

Как это повлияет на «Приднестровье»?

Хоть формально к урегулированию конфликта усиление контроля на  границе не имеет отношения, но по мнению Алексея Тулбуре, это должно вести к тому, что ПМР будет более конструктивно подходить к переговорному процессу.

«Ситуация с совместными КПП очень мягкими, стимулирующими, мотивирующими мерами будет подталкивать Приднестровье к приведению своего законодательства в соответствие с молдавским и европейским», – говорит Тулбуре.

По его словам, в Молдове есть люди, которые крайне не заинтересованы в разрешении конфликта, в частности влиятельный бизнесмен Владимир Плахотнюк. «Однако происходят вещи, которые от него не зависят».

Тулбуре уверен, что сейчас есть окно возможностей, чтобы попытаться разрешить приднестровский конфликт мирным путём.

Другого мнения придерживается эксперт Сергей Герасимчук:

«Думаю, что сейчас и РФ и ПМР будут поднимать ставки и протестовать против нововведения, но только для того, чтобы вернуться к переговорам имея поле для маневра».