avto-polis.kiev.ua

ЕС не уверен в Украине: почему Брюсселю не нравится План Маршалла

В ЕС обсуждают новый формат сотрудничества с Украиной, Молдовой и Грузией “Восточное партнерство +” и создание нового инвестиционного трастового фонда

Підписатись на новини "Української призми"

Сегодня, 6 ноября в Сейме Литвы для послов Европейского Союза, Канады, США и Японии презентуют “план Маршалла” для Украины. До этого его уже представили на экономическом форуме в польской Кринице и в нескольких крупных европейских столицах. Этот амбициозный документ авторства бывшего премьера Литвы Андрюса Кубилиуса рассчитан на 10 лет и предусматривает по 5 млрд евро ежегодных инвестиций в украинскую экономику. Ранее сайт “Сегодня” уже писал, что украинские и литовские политики долго вели переговоры с официальным Брюсселем, чтобы упоминание о “плане Маршалла” для Украины появилось в итоговой декларации саммита Восточного партнерства. Но, судя по словам ответственного за европейскую политику еврокомиссара Йоханнеса Хана, у Еврокомиссии и так есть все необходимые для поддержки Украины инструменты и деньги будут выделяться исключительно после проведенных Киевом реформ. Неофициально в Брюсселе говорят, что предлагать большой инвестиционный план помощи только одной Украине было бы неправильно, поэтому европейские политики и чиновники планируют предложить Украине, Грузии и Молдове новую программу сотрудничества “Восточное партнерство+”.

Комментарий Геннадия Максака для Сегодня

Утром реформы, вечером деньги

Так называемый “план Маршалла” для Украины разработали и активно лоббируют литовские политики, в частности бывший премьер Литвы, а ныне депутат Сейма Андрюс Кубилиус. Целостный 5-страничный документ представили в Вильнюсе в марте этого года, а уже в апреле упоминание о нем появилось в резолюции Конгресса Европейской народной партии. С марта литовские и украинские политики, лоббируя, как они его называют, “Новый европейский план для Украины” объехали Брюссель, Берлин, Париж, Лондон и Вашингтон, а сегодня в Сейме Литвы планируют показать обновленный документ послам ЕС, Канады, США и Японии.

“Во многих столицах, где мы побывали, говорили, что самая большая проблема с воплощением такого “плана Маршалла” заключается в способности Украины качественно и по назначению использовать деньги.

То есть, использовать их исключительно для проектов, на которые они выделены. Поэтому в новейшей редакции мы как раз и предлагаем повысить способность использования донорских средств созданием специального Агентства возможно с помощью европейских институций и доноров, и, конечно же, правительства Украины. Чтобы эта институция получила мандат продвигать приоритетные проекты в Украине, чтобы проекты были подготовлены на высоком уровне и доноры не боялись за свои инвестиции”, – сказал сайту “Сегодня” Андрюс Кубилиус.

“Новый европейский план для Украины” литовские и украинские политики представят и на предстоящем 5-м саммите Восточного партнерства, который пройдет 24 ноября в Брюсселе. Ранее в интервью “Сегодня” Андрюс Кубилиус говорил, что хорошо бы добиться упоминания о “плане Маршалла” в итоговой декларации саммита. И в августе в черновом варианте отчета рекомендаций Комитета Европарламента (ЕП) к Совету ЕС и Еврокомиссии по проведению саммита Восточного партнерства появилось упоминание об инвестиционном плане помощи Украине.

“Просить Еврокомиссию вместе с Европейским инвестиционным банком предложить механизмы для имплементации Нового Инвестиционного плана для Украины и других стран Восточного партнерства, которые добились значительного прогресса в реформах…, путем увеличения кредитного потенциала Европейского инвестиционного банка с нынешних 1,6 млр евро в год; запросить в качестве первого шага создание отдельного инвестиционного окна в форме трастового фонда для Украины, который должен сфокусироваться на частных и государственных инвестициях в социальную и экономическую инфраструктуру, а также поддержку доноров на местах”, – говорится в разделе отчета рекомендаций к Еврокомиссии и Совету ЕС.

То есть, во-первых, предлагалось увеличить пакет помощи Европейского инвестиционного банка странам Восточного партнерства, а во-вторых, создать отдельный трастовый фонд для Украины,

деньги из которого могли бы выделяться на инфраструктурные, социальные и региональные проекты. Но уже 16 октября во время голосования отчета в Комитете по иностранным делам его содержание существенно изменили. Фразу “Новый Инвестиционный план для Украины и других стран Восточного партнерства” заменили на “Инвестиционный план для Европы”, “отдельный инвестиционный трастовый фонд для Украины” теперь звучит как “трастовый фонд для Украины, Грузии и Молдовы”. Кое-что, правда, в отчет и добавили – рекомендацию провести “донорскую конференцию для Украины, чтобы собрать деньги для гуманитарных потребностей, вызванных аннексией Крыма и конфликтом на Востоке”.

По словам главы Совета внешней политики “Украинская призма” Геннадия Максака,

учитывая тот факт, что Восточное партнерство не двусторонний формат отношений и включает 6 стран, предложение европейских парламентариев выглядит весьма интересным и амбициозным, в том числе и для Украины.

 “Конечно, Киев заинтересован все внимание перетянуть на себя, но есть и другие страны, где процесс реформ идет лучше.

Кстати, на определенном этапе украинский “план Маршалла” и стал прототипом для трастового фонда, поэтому Украина должна это всячески поддерживать. Именно к этому предложению депутаты ЕП относятся очень серьезно и готовы его отстаивать, чего не скажешь о “Новом европейском плане для Украины”, – сказал “Сегодня” Геннадий Максак.

Как рассказала сайту “Сегодня” глава комитета ВР по иностранным делам Анна Гопко, одобренная 16 октября версия отчета не окончательная. Правки еще будут вноситься на заседании Комитета постоянных представителей стран-членов ЕС (COREPER) 15-16 ноября, и украинский МИД и посол Украины в Брюсселе Николай Точицкий прилагают максимум усилий, чтобы формулировки об Украине максимально остались в тексте. Но, по ее словам, инвестиционный план помощи, который изначально предусматривался  лишь для Украины, на Молдову и Грузию таки расширят. “Во время разговора с Ханом в Таллине он объяснил, почему нужно расширять этот инвестиционный план. К примеру, по его словам Австрия заинтересована в таком плане для западных Балкан”, – объяснила Анна Гопко.

Но там же в Таллине на Форуме гражданского общества Восточного партнерства Йоханнес Хан заявил, что не видит смысла в каких-то новых планах помощи Украине. Киеву, по его словам, нужен не “план Маршалла” а изменение бизнес-климата. 

У Еврокомиссии уже есть необходимый инструментарий для поддержки Украины. Мы готовы давать деньги, но не будем давать их без четких критериев.

Простите, что должен это говорить, но уровень доверия не очень высокий, и поэтому мы платим, когда что-то сделано”, – заявил Йоханнес Хан.

Опасения еврокомиссара, по словам старшего научного сотрудника Центра “Новая Европа” Леонида Литры, оправданы. Практика показывает, что с освоением и использованием европейской помощи у Украины есть определенные проблемы. “Недавно Иванна Климпуш-Цинцадзе говорила, что Украина потеряла многомилионный грант ЕС на оборудование пунктов пропуска на границе. Он был открыт с 2007 года, и за 10 лет Украина так ничего и не сделала. По Фонду энергоэффективности выделили 22 млн евро и ни копейки из этих денег Украина не использовала. Есть проблема и с третьим траншем макрофинансовой помощи ЕС на 600 млн евро. Украина не выполнила условия для его получения, а сроки истекают через две недели: отмена моратория на экспорт леса-кругляка, работа Фонда энергоэффективности, выплаты внутренне-перемещенным лицам (но здесь есть существенный прогресс). Украина рискует потерять эти деньги. Вот почему внутри ЕС появляются дебаты, стоит ли инвестировать в Украину”, – сказал сайту “Сегодня” Леонид Литра.

Правда, даже если в резолюции саммита Восточного партнерства и не будет упоминания о “плане Маршалла” для Украины, по словам Андрюса Кубилиуса, трагедией это не станет – саммит не принимает важных решений. “Решения, которые нам нужны, будут приниматься на очередных саммитах лидеров стран ЕС, министров иностранных дел ЕС. Они могут пройти в декабре этого года или январе следующего. Нам нужно решение ЕП – нужен мандат для Еврокомиссии и Европейскому инвестиционному банку разработать конкретный инвестиционный план помощи Украине”, – сказал Андрюс Кубилиус.

Без перспективы членства

Несмотря на то, что в итоговой декларации саммита Восточного партнерства не будет упоминания об инвестиционном плане помощи Украине, сама идея европарламентариям очень понравилась. Именно поэтому Комитет по иностранным делам ЕП рекомендует Еврокомиссии и Совету ЕС создать для ассоциированных Украины, Молдовы и Грузии новый формат сотрудничества “Восточное партнерство +”, который будет предусматривать присоединение к таможенному, энергетическому и цифровому союзу ЕС, Шенгенской зоне и отмену платы за роуминг.

То же самое озвучивал и Петр Порошенко во время своего ежегодного послания к Верховной Раде. Если Украине удастся добиться того, что предлагает “Восточное партнерство +”, по словам экспертов, это будет почти что членство в ЕС. Ожидается, что строчка о новом формате сотрудничества с ассоциированными странами в итоговой резолюции саммита Восточного партнерства будет. Как и будет упоминание о новом трастовом фонде для Украины, Грузии и Молдовы. Пока непонятно, какие будут источники наполнения фонда. Но точно известно, что деньги будут выделяться на социальную, экономическую и региональную инфраструктуру.

По словам старшего научного сотрудника Центра “Новая Европа” Леонида Литры, если новый формат сотрудничества с ассоциированными Украиной, Грузией и Молдовой будет одобрен, как и создание трастового фонда, это будет очень позитивным сигналом. “Сейчас у Украины, Грузии и Молдовы есть определенное недовольство тем, что ЕС не хочет сделать шаг вперед. Поскольку и Украина, и Грузия, и Молдова считают, что получив безвиз и подписав Ассоциацию, нужен новый стимул для дальнейшего проведения реформ. Поэтому страны и просят больше, но ЕС пока больше дать не готов. В первую очередь, это Голландия. В этом ее поддерживает Германия”, – сказал “Сегодня” Леонид Литра.

Также, по его словам, именно Германия и Нидерланды против того, чтобы в итоговой декларации саммита была строчка о перспективе членства не только для Украины, но и для остальных пяти стран-участниц Восточного партнерства. Аналогичная ситуация, как уже писал “Сегодня”, сложилась в июле и на саммите Украина-ЕС в Киеве, который закончился скандалом и без совместного заявления: украинская сторона настаивала на отображении в документе права на перспективу членства, лидеры ЕС же выступили категорически против.

“Это не ЕС был против, а отдельные государства. Речь идет о Германии и Нидерландах, – говорит “Сегодня” глава Совета внешней политики “Украинская призма” Геннадий Максак. – Я бы также не стал называть скандалом отсутствие финальной декларации на саммите Украина-ЕС. Скорее, удалось решить тактические задачи, нежели выходить на перспективные. Ратификация Нидерландами Соглашения об ассоциации (в апреле 2016-го на консультативном референдуме более 60% нидерландцев проголосовали против Ассоциации с Украиной – Авт.) по моему мнению, частично зависела от позиции Киева по вынесению своих членских амбиций на уровень финального документа. Поэтому особой “зрады” я не вижу”, – сказал “Сегодня” Геннадий Максак. Сейчас, по его словам, с упоминанием перспективы членства в итоговой декларации саммита Восточного партнерства та же история – нет консенсуса даже на уровне ЕП.

В своем блоге для сайта “Сегодня” “Украинская евроинтеграция: почему Германия и Нидерланды против?” эксперт программ внешней политики Центра Разумкова Вячеслав Голуб писал, что во всех итоговых заявлениях по результатам предыдущих саммитов Восточного партнерства, за исключением учредительного Пражского в 2009-м, было упоминание о признании европейских стремлений и европейского выбора Украины. Такое упоминание, по словам Голуба, было даже в декларации Вильнюсского саммита-2013, когда Янукович отказался подписать Ассоциацию.

По информации Леонида Литры, на данный момент удалось согласовать формулировку “европейские стремления”. “Но этот вариант не совсем приемлем для Украины, Молдовы и Грузии, поскольку это уже записано в Соглашении об ассоциации. Поэтому пока что нет совместной позиции по этому вопросу”, – подытожил Леонид Литра.