В декабре 2018 года в Тбилиси прошла Ассамблея Форума гражданского общества Восточного партнерства. Хотя событие является ежегодным и достаточного рутинным для жизни Форума гражданского общества Восточного партнерства, на сей раз оно отличалось как по форме, так и по содержательному наполнению. Причин тому несколько, но при этом все одни играли значительную роль в определении того, каким должно быть этому собранию.
Четыре главных акцента Ассамблеи
Начнем с факторов, непосредственно связанных с развитием Восточного партнерства как части Европейской политики соседства ЕС.
Во-первых, на саммите Восточного партнерства в ноябре 2017 года в Брюсселе была официально запущена своеобразная «дорожная карта» развития Восточного партнерства, которую условно принято называть «20 достижений Восточного партнерства до 2020 года». Этот документ содержит 4 приоритета и 20 целей, охватывающих разнообразные сферы многостороннего и двустороннего сотрудничества между Европейским Союзом и государствами-партнерами. Этот год стал первым, когда 20 достижений стали реальным ориентиром для формирования повестки дня Форума и его рабочих групп и подгрупп.
Во-вторых, в марте 20018 года Европейский Союз официально представил обновленную структуру многостороннего сотрудничества, частью которой также является и сам Форум гражданского общества Восточного партнерства. Отрадно, что новая многосторонняя архитектура создала дополнительные предпосылки для усиления политической вовлеченности как шести государств-партнеров, так и других международных стейкхолдеров. Увеличились возможности и для влияния на процесс выработки решений со стороны гражданского общества. Форум усилил свое присутствие на разных международных площадках Восточного партнерства: от участия в заседаниях министров иностранных дел ВП до практических моментов работы на уровне панелей и экспертных рабочих групп. Именно новая роль Форума в системе многостороннего измерения сотрудничества предоставила новые направления и подходы к подготовке декабрьского мероприятия.
В-третьих, лейтмотивом при подготовке к проведению очередной Ассамблеи Форума стала внутренняя реформа деятельности Форума гражданского общества, которая была утверждена незадолго до ежегодного собрания, хотя работа над реформой шла почти два года. Это не первая попытка оптимизировать работу ФГО. К слову сказать, предыдущее реформирование тоже проходило в Грузии, в Батуми, в 2014 году. На сей раз трансформации были направлены на усиление активного участия гражданского общества в экспертном и адвокационном сопровождении политики Восточного партнерства как на европейском уровне, так и на национальных уровнях государств-партнеров. Естественно, что детальное информирование о новеллах реформы занимало центральное место Тбилисской ассамблеи.
В-четвертых, на повестке дня значительно отбилось 10-летие действия политики Восточного партнерства, которое придется на май 2019 года. Кроме непосредственно торжественной части, во многих столицах членов ЕС и странах-партнерах существует легитимное ожидание, что следующий год должен быть всецело посвящен также рефлексии о будущем Восточного партнерства, поиску ответа на вопрос, что кроется за горизонтом 2020 года, когда заканчивается действие вышеупомянутой дорожной карты. Этим вопросом задались и на Форуме, что вполне объяснимо для института, созданного рамках ВП.
Тревожные выборы в регионе
Однако не нужно терять из вида и внутриполитические и региональные особенности, которые повлияли на ход Ассамблеи и ее тематическое оформление. Тут стоит отметить сильное символическое значение, которое несли в себе события в странах Восточного партнерства, посвященные 100-летию провозглашения независимости пятью из шести государств в 1918 году. Симптоматично, что именно в Тбилиси была провозглашена независимость трех южно-кавказских республик. Именно этот символизм, сходство ситуаций с современными реалиями в регионе, где все страны подвержены гибридным проявлениям агрессии со стороны России, не давал сосредоточиться только на торжественных и позитивных ожиданиях. Тревожность незримо присутствовала и задавала тон дискуссиям также ввиду пребывания на пике сезонов выборов в большинстве стран Восточного партнерства с далеко не всегда предсказуемым исходом в контексте продолжения пути европейской интеграции этих стран. Если в случае последних прямых президентских выборов в Грузии и внеочередных парламентских выборов в Армении все сложилось достаточно позитивно, то парламентские выборы в Молдове представляют значительную угрозу возможности продолжения демократического пути развития и сохранения проевропейской внешнеполитической ориентации. Вызовы несут в себе и выборы президента и парламента в Украине, которые приходятся на 2019 год. Ну и совсем не стоит исключать возможности переноса с 2020 на 2019 год президентских выборов в Беларуси, что также не внушает спокойствия ввиду недавнего давления Кремля на официальный Минск относительно принуждения к усилению интеграции в рамках Союзного государства Беларуси и России в декабре 2018 года. Также не стоит забывать и о выборах в Европейский парламент в 2019 году, где также могут ожидать не всегда приятные сюрпризы на фоне разгула популистских настроений в странах-членах Европейского Союза.
Собственно, букет этих факторов и составил базис для формирования тематической направленности Форума гражданского общества. Соответственно были выстроены формальные и неформальные части Ассамблеи, панели, сессии и работа в группах. К сожалению, амбициозная повестка дня не всегда была сбалансирована достаточным политическим уровнем представителей Европейского Союза и стран Восточного партнерства. К примеру, не сложилось с украинскими высокопоставленными спикерами из-за их загруженности к концу года. Не прибыли и спикеры высокого уровня из Европейского Союза, ограничившись лишь видеонапутствием комиссара Йоханиса Хана.
В центре обсуждений − Южный Кавказ
Можно сказать, что на этом фоне Форум приобрел политический акцент на кавказском регионе, что само по себе не являлось недостатком. Скорее, дополнительной особенностью, что логично вписывалась в контекст демократических преобразований в Армении во время «вельветовой революции». Главная роль армянского гражданского общества в преобразовательных процессах была отмечена не единожды во время Ассамблеи. Своей вдохновляющей историей поделилась сопредседатель Руководящего комитета ФГС ВП Хайкухи Харатюнян, а награда EaP CSF Activists Award была вручена армянскому гражданскому активисту Давиту Петросяну за его активное вовлечения в события «вельветовой революции». Отрадно, что высокую роль гражданского общества в демократических преобразованиях отметил во время панели и министр иностранных дел Армении Зохраб Мнацаканян.
Заслуживает также особого внимания высокий уровень интереса к мероприятию со стороны высшего руководства Грузии. Выступление премьер-министра Грузии Мамуки Бахтадзе стало кульминацией первого дня ассамблеи, тогда как спикер парламента Ираклий Кобахидзе открыл политическую часть работы Форума во второй день в стенах грузинского парламента. Примечательно, что оба грузинских политика очень позитивно отзывались об уровне сотрудничества с гражданским обществом в Грузии и его роли в продолжении избранного европейского пути этого южнокавказского государства. Без преувеличения можно сказать, что большая заслуга тут Грузинской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства, которая смогла установить устойчивые контакты с грузинской властью и принимала непосредственное участие в разработке конституционной реформы. Некоторые из инструментов грузинских коллег могут быть успешно адаптированы на уровне других национальных платформ ФГС. К примеру, подписание меморандумов о сотрудничестве платформы и парламента, платформы и правительства.
Гражданское общество тоже не готово к компромиссу
Переходя непосредственно к содержательной части мероприятия необходимо отметить, что Форуму гражданского общества традиционно удается довольно четко ставить диагноз общественно-политических проблем, стоящих перед Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Достаточно только взглянуть на тексты выступлений представителей ФГС на разных уровнях встреч лидеров Восточного партнерства, а также заявления и резолюции Руководящего комитета ФГС. На сей раз во время встречи в Тбилиси речь также шла о правах человека, борьбе с коррупцией, проведении честных и непредвзятых выборов в странах региона ВП, верховенстве права, реформах публичной администрации и судебной системы. Мотивирующим оказалось видео обращение от Билла Браудера о перспективах законодательной борьбы на уровне ЕС с нарушениями прав человека по примеру «Акта Магнитского». Внутрифорумная «кухня» в этом году тоже отличалась от обычного хронического выборного процесса. Это стало результатом проведенной внутренней реформы деятельности Форума, где двумя главными нововведениями стал переход на двухгодичный ритм работы и разнесение во времени и децентрализация процесса избрания членов Руководящего комитета ФГС. С одной стороны, это действительно добавило времени на проведение важных дискуссий и привлечения внимания к насущным проблемам государств региона. С другой стороны, для старожилов Форума это стало ностальгируюшим моментом, когда уровень адреналина, неофициальных договоренностей сведен к минимуму. Единственными выборами стало избрание членов Арбитражной комиссии, созданной в процессе реформы, и голосование за определение победителей проектов регрантинга ФГС. Справедливости ради необходимо также сказать несколько слов о том, что не удалось сделать, как планировалось.
Прежде всего, обратимся к резолюциям, которые традиционно принимаются по результатам ассамблеи. Тут не оFбошлось без традиционной болевой точки – низкого уровня компромиссности относительно текста. К сожалению, гражданское общество мало чем отличается от официальных властей стран ВП, выхолащивают тексты саммита ВП до неузнаваемости. В целом, очень хороший по наполненности текст Резолюции столетия (Centenary resolution) был размыт дополнительными заявлениями.
Изнурительный поиск взаимоприемлемых формулировок вынудил Украинскую и Грузинскую национальные платформы ФГС готовить отдельное заявление, где четко указывается необходимость восстановления территориальной целостности, суверенитета Украины и Грузии над оккупированными территориями и где без корректур утверждается, что ЕС должен помочь странам противостоять гибридной агрессии со стороны России. В конце концов, каждая платформа посчитала своим долгом предложить свои интерпретации оценки ситуации в своих странах, что еще больше обесценило общую резолюцию и поставило вопрос о целесообразности видоизменения подхода к формированию итоговых документов.
Мониторинг прогресса
К сожалению, не удалось к началу Ассамблеи завершить работу над Индексом Восточного партнерства, главным мониторинговым документом Форума, который дает сравнительную оценку прогресса в двухсторонней и многосторонней интеграции и кооперации в регионе ВП. На будущее это должно быть четким сигналом о необходимости пересмотра методологии, большей его легкости и своевременности. Индекс Восточного партнерства может быть одним из тех инструментов, которые позволяют более активно включаться в процесс принятия решений на уровне ЕС и национальных правительств, а также адвокацию реформ. Хотелось бы видеть также большую вовлеченность Форума в системный мониторинг исполнения «20 достижений ВП до 2020 года». В этом году не удалось мобилизовать все национальные платформы для проведения совместного исследования успешности стран ВП в достижении поставленных документом целей. На момент проведения Ассамблеи только Украинская национальная платформа ФГС при поддержке проекта ЕС «Общественная синергия» имела свой комплексный анализ украинского трека в 20-ти достижениях ВП. Ситуация может измениться в позитивную сторону в 2019 году с увеличением ресурсной поддержки национальных платформ со стороны Секретариата ФГС, часть которых может быть направлена на операционные цели. Учитывая постоянные призывы со стороны европейских институтов о необходимости фокусированная Форума на 20-ти достижениях, совместный комплексный аналитический продукт может стать хорошим подспорьем.
В целом же, подводя итог, можно согласиться с тем, что Форум находится на пороге больших перемен. И очень важно, чтобы он усиливал свою роль в качестве незаменимого партнера, транслирующего голоса гражданского общества стран Восточного партнерства в адрес европейских институтов и национальных правительств, предлагающего практические шаги по развитию европейской политики соседства. Очень важно, чтобы Форум и платформы полностью включились в 2019 году в работу над новыми горизонтами Восточного партнерства после 2020 года. Тем более, что интерес к таким проектам очень большой как на уровне государств-членов ЕС, так и на уровне официального Брюсселя.