Впервые в истории Грузии будет проведен второй тур президентских выборов. Оба кандидата, вышедшие во второй тур, − бывшие министры иностранных дел. Оба кандидата начали дипломатическую карьеру за пределами Грузии и были гражданами иностранного государства. Обоих ввел в «большую игру» бывший президент Михаил Саакашвили. Только Григол Вашадзе по-прежнему является соратником Саакашвили, а вот Саломе Зурабишвили теперь – его принципиальный противник. Григол Вашадзе является членом партии Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД). На выборах 2018 года он был выдвинут кандидатом от объединенной оппозиции, состоящей из 10 политических партий. Саломе же Зурабишвили является «независимым» кандидатом, которого поддержала правящая партия «Грузинская мечта».
Разная математика
В первом туре кандидаты показали практически равную поддержку. Ни один из них не смог преодолеть 50%-ый барьер, необходимый для победы на президентских выборах. Вашадзе набрал 37,74%, Зурабишвили – 38,64%. Опираясь на информацию из собственных источников, спустя несколько часов после закрытия избирательных участков обе стороны признали результаты, хотя Центральная избирательная комиссия (ЦИК) лишь на утро официально объявила предварительные итоги голосования. Несмотря на то, что обе стороны заявили о выигрыше в первом туре, праздничное настроение царило лишь в лагере оппозиции. Всего за два часа до закрытия избирательных участков в штабе правящей партии «Грузинская мечта» на большом экране появились многообещающие цифры по результатам экзитпола, проведенного организацией «Психопроект» по заказу «Грузинской мечты». Согласно полученным данным, Зурабишвили в первом туре с большим отрывом обыгрывала Вашадзе – 52% против 37%. Бидзина Иванишвили, миллиардер, бывший премьер-министр и нынешний председатель правящей партии, убедительно подтвердил в СМИ, что ожидал этого результата, но тем не менее призвал проявить терпение. Подобные заявления сделали и другие представители «Грузинской мечты». Спокойна и уверена была в своей победе и Саломе Зурабишвили, но и она соблюдала правила и ожидала, пока ЦИК подведет окончательные итоги. Оптимизмом дышали и выступления оппозиции, согласно которым второго тура было не миновать. Однако они не исключали, что «покончат с этим делом» в первом же туре. Несмотря на признание сторон, что второй тур неизбежен, напряженность не спадала всю ночь. Мобильные группы наблюдателей перемещались с одного избирательного участка на другой. В ногу с ними шли и СМИ, которые всю ночь освещали события. Наутро уже официально стало известно, что впервые президент, который к тому же в последний раз выбирается прямым путем, будет определен по итогам голосования во втором туре.
В первом туре выборов приняли участие 46,74% избирателей. На предыдущих президентских выборах в 2013 году явка составила примерно столько же – 46,6%. В последние годы наивысший показатель явки избирателей был зафиксирован в 2017 году на выборах органов местного самоуправления − 49,72%. На местном уровне крупные города выиграла оппозиция – Кутаиси, Батуми, Гори, Хашури, Зугдиди, Телави, Рустави. В Тбилиси результаты практически 50:50. Каждый из двух лидирующих кандидатов выиграл по пять из десяти столичных округов. Но и здесь наблюдается интересная закономерность: в элитных районах, где сконцентрированы финансовые и бюрократические элиты, лидирует Зурабишвили, тогда как так называемые «спальные» районы достались в основном Вашадзе.
Международные и местные наблюдатели указывают на некоторые проблемы во время выборов, в частности, ненадлежащее использование административных ресурсов, несбалансированное финансирование кампаний и т.д. В то же время все отмечают, что выборы были конкурентными.
За бортом – оставшиеся
Всего в забеге участвовало 25 кандидатов. Третий результат показал лидер «Европейской Грузии», бывший спикер парламента Давид Бакрадзе (10,97%). «Европейская Грузия» имеет самую большую оппозиционную фракцию в парламенте. Эта партия образовалась после четырех месяцев внутрипартийной конфронтации, последовавших за поражением ЕНД Саакашвили на последних парламентских выборах. В январе 2017 года «Европейская Грузия» окончательно откололась от ЕНД. А в июле этого года по инициативе европейских партнеров, обеспокоенных взаимными предвыборными нападками бывших членов ЕНД, был заключен трехпунктный договор, т.н. «Пакт о ненападении», который в принципе сработал. В предвыборный период договор в основном нарушался Саакашвили либо его сторонниками, которые периодически атаковали «Европейскую Грузию», обвиняя ее в псевдооппозиционности. Но после объявления второго тура Давид Бакрадзе и бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава, который в период правления Иванишвили успел побыть мэром, отсидеть в тюрьме и вернуться в политику, заявили, что поддержат Вашадзе, призвав своих избирателей и соратников активно продолжать борьбу во имя общей цели – победы над Иванишвили. Саакашвили похвалил Бакрадзе, который после истечения президентского срока Саакашвили был кандидатом в президенты от «Единого национального движения». Если прямая математическая логика сработает, и «копилка» Вашадзе общими усилиями пополнится голосами, он будет уж очень близок к победе. Однако логика выборов иногда подчиняется иной логике.
Еще у троих кандидатов «прощупывался» пульс. 3,74% голосов избирателей получил Шалва Нателашвили, председатель Лейбористской партии Грузии, ярый сторонник евроатлантического выбора Грузии. Напомним, что Нателашвили показал наилучший результат на выборах органов местного самоуправления в 2002 году, выиграв выборы в Тбилиси с 26%-м результатом. При этом в городском совете он по непонятным причинам уступил место председателя своему конкуренту Михаилу Саакашвили, показавшему худший результат. В эту тройку входит еще один бывший спикер парламента Давид Усупашвили, набравший 2,26% голосов избирателей. Усупашвили относится к категории политиков, которые, как правило, имеют больше сторонников, чем избирателей. После первого тура он заявил, что не поддержит ни одного из вышедших во второй тур кандидатов, поскольку не видит в них объединяющей силы. Возможно, Усупашвили окажется в числе тех, кто к парламентским выборам 2020 года заявит претензию на новую, третью силу.
Ровно 2,6% получил еще один кандидат, бывший «национал» и депутат парламента Зураб Джапаридзе. Он является фаворитом определенной части нового поколения. За несколько дней до выборов он был задержан полицией. Выступая на фестивале марихуаны, организованном его партией «Гирчи» («шишка») в Тбилиси в знак протеста против политики государства в вопросе легализации наркотиков, он демонстративно достал из кармана и протянул рядом стоящим несколько косяков. Джапаридзе отпустили на волю спустя несколько часов после задержания. В то же время он − явный либертарианец, поддерживающий резкое сокращение налогов, бюрократии и бюджетных расходов. Однако его основным предвыборным посланием была декриминализация наркотиков. Подобно Усупашвили, после первого тура он заявил, что никого не поддерживает, но разрешил своим избирателям поддержать тех, кого они сочтут этого достойным.
Среди противников евро-атлантического курса Грузии самый высокий результат получил лидер партии «Свободная Грузия» Каха Кукава – 1,33% голосов. Другие «НАТО-скептики» – Нино Бурджанадзе и ее команда, а также обладающий парламентской фракцией «Альянс патриотов» – на этот раз в выборах не участвовали.
«Слабый» президент – интерес для «сильных»
Эти выборы – последние прямые президентские выборы в Грузии. Решение о последних прямых выборах президента – результат дискуссии во время основательного пересмотра Конституции в прошлом году. Несмотря на явное недовольство оппозиции, значительной части гражданского общества и граждан, правящая политическая сила значительно сократила и так довольно слабые полномочия президента. Кроме перехода от прямых к косвенным выборам, был упразднен Совет безопасности при президенте, а также право представления судей Верховного суда. Но, несмотря на ограничение определенных прав, президент по-прежнему обладает важными функциями, как с внутриполитической (в том числе связанной с вопросами безопасности), так и внешнеполитической точки зрения. Самое главное, что президент, хоть и в последний раз, но все же избирается народом, что с учетом большой политической легитимации является серьезной политической силой. Следовательно, это привлекательный ресурс для партий, поэтому никто не намерен его с легкостью уступать.
Север – запад
Российский вопрос доминировал на протяжении всего предвыборного периода. Сторонники Зурабишвили напоминали Вашадзе, что он был дипломатом в период СССР, занимал высокие посты в Москве, был гражданином России. В свою очередь, Вашадзе напоминал оппонентам, что он в знак протеста демонстративно отослал по почте свой российский паспорт премьер-министру Медведеву.
Сам Вашадзе нападал на Зурабишвили из-за ее «предательской» позиции и заявлений, что Саакашвили бомбил Цхинвали в 2008 году. Такие речи Ващадзе назвал «российским наративом» с далеко идущими планами по аннексии грузинских территорий. Припомнили Зурабишвили и ее слова о том, что самым ярким дипломатом, по ее мнению, является министр иностранных дел России Сергей Лавров. Также оппоненты ставят в укор Саломе ее плохое владение грузинским языком. Напомним, что Зурабишвили родилась во Франции. Она является прямым потомком видных политических и общественных деятелей, которые покинули Грузию в период советской оккупации в 1921 г. В разное время занимала высокие посты в правительстве Франции.
Риторика правящей команды еще более ужесточилась. По их словам, они не позволят вернуть кровавый девятилетний режим Саакашвили. Лишь спустя два дня после выборов появившаяся на публике Зурабишвили заявила на брифинге, проведенном в избирательном штабе, что она не оставит страну Саакашвили и России.
Тем временем, комментируя исход первого тура президентских выборов, бывший известный футболист «Милана», а ныне мэр Тбилиси и генеральный секретарь правящей партии Каха Каладзе заявил: «В качестве одной из причин малой мобилизации наших избирателей мы также рассматриваем то, что партия не представила своего кандидата».
СМИ – на разных полюсах
Напряженность на выборах не уменьшается. Значительный компонент эскалации – это СМИ. После объявления итогов первого тура начальник информационной службы одного из ведущих телеканалов «Имеди» Нана Лежава открыто заявила в эфире, что они переходят на чрезвычайный режим, чтобы не допустить возвращения Саакашвили. В то же время Генеральный директортелекомпании Рустави–2 Гварамия в «Фейсбук-посте» заявил: «Нужно запомнить всех тех, кто финансирует или иным образом поддерживает предвыборную кампанию независимого кандидата в президенты Грузии Саломе Зурабишвили и выдворить этих людей из всех сфер общественной жизни, будь это бизнес, культура или политика. Предатель страны и его союзники должны быть показательно наказаны!» За этим последовало возмущение спикера парламента Кобахидзе: «Это – заявление беспомощного и неудачливого фашиста, который за прошедшие шесть лет не раз потерпел поражение в борьбе против грузинской демократии, грузинского общества и правды».
Несмотря на то, что сложно судить о СМИ до опубликования результатов мониторинга за ними, даже невооруженным взглядом видно, что как традиционные СМИ, так и социальные сети являются важным механизмом, содействующим поляризации. Особенно это касается социальных сетей, где дискуссии превратились в поле боя на фоне града оскорблений и агрессии.
Последний аккорд прозвучит всего лишь через несколько недель. ЦИК рассматривает жалобы, которые могут повлечь легкую корректировку результатов первого тура. Таким образом, два кандидата готовятся к финальному забегу. Остается только надеяться, что избирательная гонка не перерастет в бой гладиаторов, поскольку в нем явно будет больше двух бойцов. Приз – не только одно президентское кресло, но и, как уже было сказано ранее, 150 депутатских мандатов, которые могут достаться победителю вместе с кабинетом президента.