Президент В. Зеленский: 100 дней на пути к полной власти?

Сергей Герасимчук, Совет внешней политики «Украинская призма»

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Все годы независимости Украина отличалась отсутствием монополии на власть. Президенты вынуждены были искать компромисс с непокорными парламентами, учитывать интересы представителей крупного бизнеса, искать подход к региональным элитам. Попытки обрести властную монополию оборачивались массовыми протестами народа: акцией «Украина без Кучмы», Оранжевой революцией 2004 года, Революцией Достоинства 2013/2014 года.

 

Приход к власти Владимира Зеленского кардинально изменил ситуацию – после обретения большинства в парламенте партией «Слуга народа» и формирования пропрезидентского правительства концентрация власти в руках президента В. Зеленского приобретает беспрецедентные масштабы. А если верить намекам лидера страны на то, что и досрочные местные выборы не за горами, то становится понятно: уже вскоре президента не смогут ограничить ни несговорчивые представители оппозиции, ни влиятельные представители регионов. Пожалуй, даже бизнесу придется относиться к Владимиру Зеленскому более уважительно. Естественно, многое теперь зависит от того, как употребит полученную власть новый президент. Первые сто дней на посту позволяют составить некоторое представление о его планах и стиле правления.

Голобородько на главной сцене страны?

Многие из тех, кто голосовал за В. Зеленского, принимали в расчет не столько его политическую программу, состоявшую из популярных, но довольно обтекаемых деклараций, сколько образ, созданный Владимиром Зеленским в популярном сериале «Слуга народа». Парень из народа, который смог победить коррупцию и служит простым людям, казался избирателю достойной альтернативой «старым элитам». Тонко почувствовав настроения избирателей, команда Зеленского смогла извлечь из образа своего лидера максимальные электоральные дивиденды и на президентских, и на парламентских выборах.

И сейчас президент не отказывается от образа  персонажа Голобородько. Создается впечатление, что представители команды Зеленского периодически озвучивают определенные идеи, касающиеся «перезагрузки» страны. Затем – внимательно изучают общественную реакцию, и лишь тогда, когда это мнение благосклонно – трансформируют такие идеи в политические планы. Уже сейчас с высокой вероятностью можно говорить о том, что среди приоритетов – реформирование рынка земли в следующем году, очередной этап приватизации, продолжение борьбы с коррупцией. Однако о четком плане говорить пока не приходиться. Команда Зеленского утверждает, что озвучит приоритеты тогда, когда будет сформировано правительство. При этом первые сто дней правления В. Зеленского сопровождались и элементами яркого политического шоу. Среди топ-тем, обсуждаемых в этот период и иногда затеняющих политический процесс, – переименование Администрации Президента в менее пафосный Офис Президента, анонсирование переезда Офиса из помпезного здания на улице Банковой, где в свое время размещался ЦК Компартии, в менее претенциозный Украинский дом. Здание к тому же пообещали оформить в стиле «оупен спейс», чтобы обеспечить максимальную прозрачность работы команды президента (и избавиться от духа бывшего музея Ленина, который размещался в этом здании до обретения Украиной независимости). Хотя от этой идеи пришлось отказаться из соображений безопасности.

Яркими были выездные «гастроли» Владимира Зеленского – его туры по регионам Украины. Во-первых, в ходе поездок президент демонстрировал, как близок он к народу. Чего стоят фото с шаурмой с заправки, которую ел Зеленский, его купание в Одессе и появление на юмористическом концерте Лиги смеха, фотоотчеты о занятиях спортом в тренажерных залах! Во-вторых, поездки в регионы сопровождались неизменными выволочками для представителей региональной власти. Например, в Борисполе, что рядом с Киевом, он со скандалом прогнал из зала секретаря горсовета, обозвав его разбойником. В Николаеве – потребовал от главы областной администрации написать заявление об отставке, мотивируя это тем, что город пользуется дурной «бандитской» славой, а стало быть, глава администрации не справляется со своей работой. Пребывая в Житомирской области – потребовал увольнения начальников райотделов полиции и облуправлений СБУ, неспособных справиться с незаконной добычей янтаря, в Житомирской, Волынской и Ривненской областях и предложил уволиться начальнику Житомирского облуправления лесного и охотничьего хозяйства.

Образ борца за правду Голобородько-Зеленского импонирует избирателям. Они кардинальным образом пересматривают отношение к власти – поддержка высока как никогда. По результатам опроса Фонда «Демократические инициативы», президент В. Зеленский имеет доверие 70% граждан Украины − это самый высокий результат за все времена среди всех украинских президентов.

И только несколько неудачных решений не позволяют президенту в полной мере насладиться народной любовью. Одно из них – отмена военного парада ко Дню независимости 24 августа. Вероятней всего, президент руководствовался позитивными побуждениями. Деньги, которые ежегодно затрачивались на парад, он пообещал передать ветеранам, а вместо этого устроить празднование без демонстрации силы. Однако активная часть населения, участники боевых действий и волонтеры с таким подходом не согласились. В результате, с одной стороны, президент принял участие в своей версии праздника – его оппоненты самоорганизовались и провели собственное «Шествие непобежденных», в котором приняли участие 50−60 тысяч граждан.

Аналогично неоднозначным является отношение к перемирию на востоке страны, о котором объявил президент. Вполне вероятно, что и тут глава государства руководствовался наилучшими побуждениями и верой в то, что для прекращения войны «нужно просто перестать стрелять», но провал перемирия, более десятка убитых с украинской стороны ставят под сомнение эффективность президентской инициативы. Среди совсем недавних скандалов, которые также сказываются на имидже В. Зеленского, − предварительное решение назначить главой парламентского Комитета по вопросам свободы слова Нестора Шуфрича – бывшего представителя Партии Регионов, а ныне – депутата от Оппозиционной платформы − «За Жизнь» (ОПЗЖ). Несмотря на то, что формально ОПЗЖ находится в оппозиции и потому логично передать этой политической силе бразды правления в таком комитете, имидж Шуфрича, его роль в становлении режима экс-президента Виктора Януковича делают такую фигуру неприемлемой для многих активистов, а решение, принятое в парламенте, где правит бал «Слуга народа», рикошетом бьет по президенту. Сможет ли Владимир Зеленский скорректировать свой курс – покажет время. Если ему это не удастся, то даже однопартийное большинство в парламенте не сможет выровнять ситуацию, а президенту придется противостоять и оппозиционным силам. и народу.

Бонжур, Париж?

В оценках накануне выборов эксперты с заметным скепсисом говорили о том, что внешняя политика – слабое место Владимира Зеленского. Если президент П. Порошенко был известен своими дипломатическими навыками и профильным образованием, то В. Зеленский на его фоне выглядел откровенным неофитом. Однако и на международной арене новому президенту пока удается держать планку. Уже состоялись его контакты с руководством ЕС и НАТО, причем на данном этапе нет оснований полагать, что курс Украины на эти структуры изменится. Президент Украины также осуществил визиты во Францию, Германию, Канаду и Турцию. Пускай о прорывах на этих направлениях речь пока не идет, всё же первое впечатление, которое В. Зеленский произвел на своих визави, вполне сносное. Примечательно, что наметилась определенная «химия» в отношениях В. Зеленского с руководством Европейского Совета и Европейской Комиссии – Дональдом Туском и Жан-Клодом Юнкером. В ходе июльского саммита Украина−ЕС европейская сторона даже отметила, что отношения между Евросоюзом и Украиной хороши как никогда. Печально лишь, что вскоре и в Еврокомиссии, и в ЕС в целом появится новое руководство, с которым отношения придется выстраивать по-новому.

Что касается контактов с лидерами иностранных государств, то здесь следует отметить встречи В. Зеленского с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Владимир Зеленский встречался с Макроном еще до того, как стал президентом. В качестве президента – также выбрал Париж одним из первых пунктов назначения. Складывается впечатление, что в отличие от Петра Порошенко, который больше ставил на свои контакты с Ангелой Меркель, Владимир Зеленский предпочитает общение с Э. Макроном. Тем более что политики чем-то даже похожи. Они оба молоды, до определенной степени внесистемны, получили президентские полномочия неожиданно для большинства экспертов и аналитиков и имеют вполне заметные харизму и амбиции. Вместе с тем настораживает то, что в самом тандеме Меркель−Макрон наметились определенные разногласия. Если раньше лидеры говорили одним голосом, то теперь их подходы всё чаще разнятся. Даже последний саммит «Большой семерки», проходивший в конце августа, не стал исключением. Накануне саммита лидер Франции встречался с президентом России Владимиром Путиным и даже не исключил приглашение Путина на саммит. И только после того, как Великобритания и Германия выступили категорически против, и сам Макрон «одумался». Разногласия намечаются и по другим линиям раскола в Европейском Союзе. и на этом фоне команде В. Зеленского будет крайне непросто заставить говорить ЕС одним голосом, и к тому же в пользу Украины. Вызовом для В. Зеленского являются также отношения с Соединенными Штатами. Во-первых, администрация Дональда Трампа не исключает, что уже в следующем году Путина пригласят на саммит «Большой семерки» в США. Учитывая, что Россию из клуба исключили за аннексию Крыма, такой поворот будет пощечиной для украинской внешней политики. Во-вторых, Дональд Трамп не забыл, что предыдущий президент Украины Петр Порошенко больше симпатизировал демократам, и Владимиру Зеленскому еще предстоит доказать хозяину Белого дома свою лояльность. Главным экзаменом для президента Украины станет личная встреча с Дональдом Трампом, которая планируется уже этой осенью.

Путин-челендж

Что касается главного вызова для Президента Зеленского, то таким, несомненно, является его диалог с Владимиром Путиным. Найти общий язык с российским лидером непросто. В то время, как В. Зеленский требует освобождения украинских военнопленных и узников совести, пребывающих на территории РФ, Кремль призывы Киева игнорирует. И хотя вовсю обсуждаются возможные варианты обмена, Москва не спешит с конкретными шагами. В то время как Киев инициирует перемирие, начинает отвод вооружений в соответствии с Минскими договоренностями и предлагает расширение Нормандского формата за счет включения туда США и Великобритании, на востоке Украины продолжаются обстрелы украинских позиций, унесшие лишь в августе более десятка жизней.

Путин понимает: время играет ему на руку. ЕС уже не так сплочен, и продолжение режима санкций − под угрозой. Трансатлантическая солидарность тоже под вопросом. А без единой проукраинской позиции стран Запада Киеву будет непросто вести диалог с Москвой. Более того, Путин диктует свои условия для ведения диалога с Киевом. Прежде всего – прямой диалог Киева с боевиками на Донбассе. А это, в свою очередь, станет их легитимацией и, более того, будет использовано Москвой как аргумент в пользу того, что все эти годы в Украине шла гражданская война. Вторят Владимиру Путину и представители украинской Оппозиционной платформы − «За жизнь», один из лидеров которой Владимир Медведчук теперь представлен в парламенте Украины…

Если учесть все приведенные обстоятельства, то вырисовывается не столь радужная для команды Зеленского картина. Действительно, Владимир Зеленский и партия «Слуга народа» получили всю полноту власти в Украине и они достаточно талантливы для того, чтобы поддерживать симпатии избирателей. В то же время меняется международная конъюнктура: в Европейском Союзе намечаются споры между ключевыми актерами; Вашингтон и Брюссель всё чаще не могут найти общего языка; Кремль усиливает свое давление на Европу и Киев. В таких условиях команде Зеленского необходимо сконцентрироваться и уже сейчас формировать такую внутреннюю и внешнюю политику, которая отвечала бы вызовам современности. При этом следует помнить, что полная власть предполагает и полную ответственность за политические шаги. Только тогда первые сто дней президента В. Зеленского станут шагами на пути к полной власти, а не окажутся сотней шагов к пропасти…