Беларусь: Между «Хельсинки 2.0» и «Западом-2017»

Арсений Сивицкий, Центр стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь, Минск)

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Положительная динамика в белорусcкой экономике позволила властям заигрывать с населением и набирать очки в преддверии будущих выборов. В то время как во внешней политике, несмотря на демонстрацию Беларусью союзнических обязательств в предстоящих военных учениях, Кремль продолжил давление на Минск

Внутренняя политика: «Битва за урожай» и «зарплатная мобилизация»

Одним из главных пунктов повестки дня властей стала объявленная белорусским президентом очередная «битва за урожай». Потребовав ранее от высоких чиновников «быть в поле» и лично контролировать ход уборочной кампании в регионах, Александр Лукашенко отправился по районам страны, чтобы подать личный пример. Его визиты в Брестскую, Могилевскую и Витебскую области были выстроены таким образом, чтобы объединить форматы контроля над чиновниками и общения с простыми людьми.

Следует отметить, что информационное сопровождение визитов Лукашенко было ориентировано в первую очередь непосредственно на жителей сельской местности и малых городов. Для более искушенного городского зрителя постановочные сцены в рамках поездок по регионам выглядели искусственно. Среди наблюдателей продолжает закрепляться мнение, что белорусские власти окончательно «застряли» в эпохе перехода от аграрной экономики к индустриальной и не могут вырваться за рамки управленческих подходов этой эпохи.

Еще одной целью мобилизации активности белорусской власти в рассматриваемый период стал рост заработной платы в стране и отдельных регионах. Так, Александр Лукашенко заявил о необходимости выйти на уровень средней заработной платы в 1500 белорусских рублей (около $750) к 2019 году. Однако если зарплаты в Беларуси устойчиво, хотя и несколько отставая от определенного правительством графика, растут, то доходы населения продолжают падать, несмотря на оживление экономики (в первом полугодии реальные доходы снизились на 0,8% к аналогичному периоду прошлого года). При этом предприятия устойчиво продолжают увольнять людей больше, чем нанимать.

На этом фоне подобная «зарплатная мобилизация» властей выглядит как чистой воды популизм. Идеологический напор властей в вопросе повышения зарплат, возможно, отражает попытку обеспечить электоральную консолидацию в преддверии ближайшей избирательной кампании на местных выборах в феврале 2018 года. Подобная игра с ожиданиями может быть довольно опасной, если по каким-то причинам экономика утратит появившуюся позитивную динамику. Сделав ставку на возврат к социальному контракту «лояльность в обмен на благополучие», власти могут оказаться в безвыходном положении в случае очередного обострения белорусско-российских отношений, которое поставит под угрозу стабильность поставок нефти и другие аспекты экономического сотрудничества.

Экономика: Положительная динамика

Первая половина и середина августа были отмечены позитивной экономической динамикой. В январе-июне 2017 года белорусский экспорт товаров и услуг вырос на 19,4% к аналогичному периоду 2016 года, до $16,760 млрд. Сальдо торговли товарами и услугами по итогам полугодия заметно выросло, составив $420,5 млн против отрицательного сальдо в $135,8 млн в январе-июне прошлого года. При этом было отмечено замедление роста экспорта товаров, что соответствует затуханию позитивных импульсов со стороны российской экономики. Однако пока динамика остается положительной.

Несмотря на демонстрацию Беларусью союзнических обязательств перед Россией в военно-политической сфере, свидетельством чего должны стать совместные военные учения, Кремль продолжал оказывать давление на Минск

Соответственно, валовой внутренний продукт Беларуси в январе–июле 2017 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 1,1% и составил 56,7 млрд рублей. Таким образом, уже пять месяцев белорусская экономика показывает положительную динамику, несмотря на некоторое отставание в сельском хозяйстве, где из–за погоды на более поздние сроки сдвинулась уборочная. Объем промышленного производства за январь-июль вырос в сопоставимых ценах на 6% — до 50,8 млрд рублей. Прирост отмечен в 10 из 13 отраслей обрабатывающей промышленности, самый больший — в производстве машин и оборудования (21,1%), изделий из дерева и бумаги (16,6%), производстве химических продуктов (15,9%). Объем сельхозпроизводства снизился на 4,9% — до 7 млрд рублей. Благодаря позитивной экономической динамике увеличились международные резервные активы Беларуси. По состоянию на 1 августа 2017 года они составили $6,665 млрд в эквиваленте.

Среди экономических новостей особое внимание привлекла новость о намерении властей дважды до конца 2017 года поднять коммунальные платежи (в сентябре и декабре). Такой темп роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги позволяет властям выполнить те условия, которые являлись «камнем преткновения» в переговорах с Международным валютным фондом. Однако на фоне заморозки переговоров в МВФ смысл такой серьезной спешки неясен. Учитывая в целом необходимость как можно скорее ликвидировать перекрестное субсидирование, данный шаг властей представляется закономерным. Вполне возможно, что за ним стоит и намерение возобновить переговоры с МВФ. Однако политические издержки данных шагов властей могут оказаться существенными.

Внешняя политика: Яйца в разные корзины

Центральным международным событием стала 26-я сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая прошла в Минске 5–7 июля. Это мероприятие белорусские власти использовали в полной мере не только для того, чтобы продемонстрировать важную международную роль Минска и его авторитет на международной арене, но и чтобы официально заявить о ранее анонсированной инициативе «нового Хельсинкского процесса», площадкой для которого предлагается сделать Минск.

При этом Александр Лукашенко продемонстрировал довольно размытое представление о сути «Хельсинки-2». Он назвал его широким диалогом («переговорным процессом»), направленным «на преодоление существующих противоречий во взаимоотношениях между государствами на нашем общем пространстве — в Евро-Атлантике и Евразии». Соответственно с расширением географического измерения проблемного поля (включение Евразии) Лукашенко предложил расширить и состав участников данного диалога, включив в него Китай, а также другие страны Азии. При этом он высказал предложение о возможной более активной роли в данном процессе менее крупных государств (своего рода новый, более респектабельный аналог «Движения неприсоединения» как площадки для активной и даже лидерской международной роли Беларуси).

Предложения белорусской стороны выглядят вполне «благонадежными» и сформулированы таким образом, что отказ от их поддержки выглядел бы как агрессивное желание «сводить счеты» вместо того, чтобы налаживать сотрудничество в регионе. В то же время данная инициатива не дает никакого представления о том, каким образом могли бы быть сглажены противоречия между ключевыми игроками.

Суть нынешней ситуации состоит в том, что взаимные подозрения и угрозы между Россией и Западом являются значительно более важными, чем угрозы каждому из них со стороны транснациональных явлений, таких как терроризм, наркотрафик и миграция (кроме того, сами эти явления могут быть инструментами внешней политики противостоящих друг другу акторов). И принятие деклараций или даже документов об общей заинтересованности в противостоянии общим угрозам ничего в данной ситуации изменить не может.

12 июля замначальника Генштаба Вооруженных сил Беларуси Павел Муравейко провел развернутый брифинг  на тему белорусско-российских стратегических учений «Запад-2017», вызывающих все больше беспокойства у западных стран. «Запад-2017» будет проходить преимущественно на территории Беларуси с 14 по 20 сентября. По замыслу и сценарию учения носят оборонительный характер, а тема маневров определена как «подготовка и применение группировок войск (сил) в интересах обеспечения военной безопасности Союзного государства». Всего в них примут участие 12,7 тысяч военнослужащих, при этом на территории Беларуси их численность составит 10,2 тысяч человек и 680 единиц боевой техники.

Белорусская сторона намерена пригласить на учения около 80 наблюдателей из ООН, ОБСЕ, НАТО, СНГ, ОДКБ, Красного Креста, Латвии, Литвы, Польши, Украины, Эстонии, Швеции и Норвегии, а также военных атташе, аккредитованных при посольствах в Беларуси. Такая транспарентность обусловлена желанием Минска провести учения таким образом, чтобы они не воспринимались международным сообществом как действия, подрывающие региональную стабильность и безопасность. При этом, несмотря на различного рода спекуляции и слухи, у белорусского руководства нет намерений предоставлять российскому военному контингенту разрешение на присутствие на территории Беларуси после окончания учений.

Несмотря на демонстрацию Беларусью союзнических обязательств перед Россией в военно-политической сфере, свидетельством чего должны стать совместные военные учения, Кремль продолжал оказывать давление на Минск. В частности, Владимир Путин предложил обусловить поставки российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы использованием российской железнодорожной и портовой инфраструктуры для перевозки нефтепродуктов, что может стать новым источником конфликтных ситуаций в нефтегазовой сфере. Тем не менее правительство России одобрило выделение кредита Беларуси в размере $700 млн, однако лишь для рефинансирования обязательств Минска перед Москвой по ранее полученному займу.

На этом фоне наблюдалась существенная активизация политических и военных контактов с Китаем. 25 июля МВД Беларуси и Министерство общественной безопасности Китая подписали протокол (mvd.gov.by/main.aspx?guid=199083), призванный расширить взаимодействие в сфере борьбы с терроризмом (включая обмен информацией, совместные операции и предоставление китайской стороной технической помощи). В Пекине ждут от Минска обеспечения безопасности индустриального парка «Великий Камень» и других объектов в рамках китайской инициативы «Пояса и пути», а также связанных с этим грузопотоков.