Беларусь: Балансировка внешней политики и восстановление экономики

Арсений Сивицкий, Центр стратегических и внешнеполитических исследований

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Несмотря на негативные прогнозы, в экономике Беларуси в апреле отмечается позитивная динамика. А внешнеполитические усилия Минска принесли конкретные результаты в переговорах с Россией и перспективы в отношениях с Китаем

Внутренняя политика: Послание президента и силовое доминирование

Главным политическим событием стало Послание президента Республики Беларусь к белорусскому народу и Национальному собранию от 21 апреля 2017 года. Несмотря на центральную роль в определении политической повестки дня, данный документ во многом носил промежуточный характер. Отличительной чертой речи белорусского президента стало обращение к теме национального единства и отстаиванию суверенитета и независимости Республики Беларусь. Один из ключевых тезисов Александра Лукашенко касался отношения государства к проблеме безработицы. Усиление материальной поддержки безработных было признано приоритетом, однако вторичным по отношению к приоритету содействия трудоустройству граждан.

Важными посылами в выступлении Александра Лукашенко также стали внимание к задаче привлечения инвесторов (особенно китайских партнеров), анонсирование масштабных мер по улучшению условий хозяйствования для субъектов предпринимательской деятельности, установка на сокращение контрольной деятельности государственных органов. Интересным стало и то, что президент фактически вернул в повестку дня вопрос реформы государственного аппарата.

Несмотря на коррекцию политики властей во многих аспектах, рассматриваемый период был отмечен продолжением репрессий в отношении участников акций протеста февраля–марта 2017 года. Штрафы или административные аресты получили оператор телеканала «Белсат» Александр Любенчук, правозащитница Татьяна Ревяко, анархист Вячеслав Косинеров , координатор стрит-арт-проекта Signal Олег Ларичев , активист Юрий Лынша.

Арестован был и лидер оппозиции Николай Статкевич , однако это, вероятней всего, было сделано в профилактических целях в преддверии объявленной им несанкционированной акции 1 мая на Октябрьской площади Минска. Как и ранее, суды отметились вынесением приговоров на основе ложных показаний свидетелей, в качестве которых выступали сотрудники правоохранительных органов. При этом нападения на самих оппозиционных активистов были оставлены без должного расследования.

Экономика: В погоне за экономическим ростом

Рассматриваемый период был отмечен позитивной экономической динамикой и ростом экономического оптимизма белорусских властей. Несмотря на сохранение негативного прогноза по Беларуси со стороны Международного валютного фонда (падение ВВП на 0,8%), правительство выразило уверенность в выходе на экономический рост уже в первом полугодии 2017 года. По итогам I квартала ВВП вырос на 0,3% (при прогнозе 99,6%). В целом по итогам 2017 года правительство ожидает рост экономики на уровне 1,7% ВВП и больше.

Сохраняется положительная динамика и по рублевым депозитам населения. За первый квартал они приросли на 6,5% (плюс 192 млн рублей). Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях (без учета льготных) за 3 месяца снизилась на 3,6 процентного пункта (за март — на 1,7) и достигла годового прогноза (16,9% годовых, при прогнозе — 17%). Инфляция замедляется и находится в прогнозных параметрах — 1,7%, при прогнозе на I квартал не более 4,8%. При этом проблемные активы белорусских банков вновь стали расти: на 1 апреля их доля в банковской системе составила 13,7%. Как полагают зарубежные эксперты, рост проблемных активов в банковской системе Беларуси обусловлен тем, что власти для замедления инфляции стали сокращать объемы господдержки неэффективного госсектора.

Ситуация выглядела так, что Минск фактически добился от Москвы уступок по всем ключевым направлениям двухсторонних отношений

В марте промышленное производство выросло на 1,2%. При этом за I квартал уровень производства составил 104,3% к 2016 году. В январе–феврале Беларусь увеличила экспорт товаров на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: до $3,781 млрд. При том, что экспорт нефтепродуктов снизился еще на 15% (до $677,5 млн).

На фоне перехода к позитивной динамике в макроэкономике уровень жизни населения в стране продолжал снижаться. В январе–феврале уровень реальных располагаемых доходов сократился на 3,2% по сравнению с 2016 годом. В марте, однако, средняя зарплата в Беларуси выросла до 770,6 рубля ($406), что на 54,1 рубля ($28,6) больше, чем было в феврале.

Внешняя политика: Стабилизация с Россией, активизация с Китаем, украинский фактор

Белорусско-российские договоренности, достигнутые на фоне террористической атаки в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года, в течении десяти дней до их воплощения в конкретных соглашениях оставались для наблюдателей непонятными и в значительной мере нелогичными. Внешне ситуация выглядела так, что Минск фактически добился от Москвы уступок по всем ключевым направлениям двухсторонних отношений, разменяв на них лишь формальное признание долга за поставленный российский газ и его погашение.

В данном контексте наблюдатели начали искать скрытые неэкономические подтексты в достигнутых договоренностях. В частности, комментаторы обратили внимание на то, что Александр Лукашенко особо подчеркивал такой аспект переговоров с Владимиром Путиным, как обсуждение вопросов безопасности двух стран. Кроме того, внимание привлекли слова белорусского лидера о том, что он попросил российского коллегу учитывать интересы Беларуси при ведении переговоров с ведущими мировыми державами: прежде всего США и Евросоюзом. Данные слова некоторыми экспертами были интерпретированы едва ли не как отказ Минска от суверенитета и самостоятельных отношений с США и ЕС и делегирование соответствующих функций Москве. Появились также предположения о якобы данном Лукашенко согласии на размещение в Беларуси российской военной инфраструктуры и войск. Однако последующий ход событий показал, что никаких дополнительных признаков подобных договоренностей в публичном пространстве не появилось и они не соответствуют действительности.

Суть сделанных уступок и достигнутых договоренностей выглядит следующим образом. Беларусь 1) признала долг за газ и погасила его (около $730 млн); 2) подписала Таможенный кодекс ЕАЭС. Россия же 1) восстановила прежние объемы поставок нефти (до 24 млн тонн в год); 2) отказалась от требования к Беларуси поставлять в Россию 1 млн тонн нефтепродуктов по внутрироссийским ценам; 3) предоставила скидку на газ (цена $130 вместо ранее озвученных $142 за 1000 кубометров в 2017 году, $129 — в 2018 году, $127 — в 2019 году); 4) возобновила рабочие контакты для разрешения спорных ситуаций в сфере экспорта белорусской пищевой и сельскохозяйственной продукции на российский рынок; 5) взяла обязательство оказать финансовую поддержку белорусской стороне (в объеме от $750 млн до $1,6 млрд).

Источником важных «балансирующих» новостей в рассматриваемый период продолжал оставаться Китай. В ходе встречи Лукашенко  с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжан Дэцзяном белорусский лидер озвучил «список просьб/требований» к сотрудничеству с Китаем. Их, в частности, было три: обеспечить приоритетную реализацию в индустриальном парке «Великий камень» высокотехнологичных проектов; принять меры к исправлению дисбалансов в торговле между двумя странами; оказать финансовую поддержку белорусской стороне. При этом Лукашенко выразил полную политическую поддержку продолжению стратегического сотрудничества между Беларусью и Китаем. Подтвердилась и информация о посещении им Китая 14 мая 2017 года для участия в Форуме «Один пояс, один путь» в Пекине.

Наряду с важнейшим «китайским фактором» мощное стабилизирующее воздействие на белорусское руководство оказало взаимодействие на высшем уровне с украинским руководством. Прошедшие 26 апреля встреча и переговоры Александра Лукашенко и Петра Порошенко были критически важны как с точки зрения управления негативными последствиями кризиса марта 2017 года (детальнее о массовых протестах в №3  и №4  Дайджеста), так и с точки зрения стратегических аспектов дальнейшего позиционирования Беларуси в регионе. Белорусская сторона подтвердила приверженность позиции донора региональной стабильности и безопасности и обязательство не допускать использования собственной территории в целях нанесения ущерба национальной безопасности Украины или международной безопасности в регионе в целом. Стороны сообщили о договоренностях в сфере развития совместных производств, а также в нефтегазовой сфере, что, возможно, предполагает не только продолжение поставок нефтепродуктов из Беларуси, но и работу над схемой альтернативной поставки нефти.

Кроме того, очевидно, будет продолжено сотрудничество в военно-технической сфере. Важным фактором повышения стабильности и предсказуемости белорусско-украинских отношений станет завершение демаркации границы, которое было анонсировано украинским лидером в ближайшей перспективе.