15/11/2016
Тема: Міжнародні організації
Регіон: Російська Федерація та Центральна Азія
Публікація: Колонка
Голосование, состоявшееся 15 ноября по вопросу Крыма на заседании комиссии по социальным, гуманитарным и культурным вопросам ООН в очередной раз обострило отношения между Арменией и Украиной.
Сергей Герасимчук для Первого армянского
Представитель Армении вместе 22 другими странами проголосовал против проекта резолюции, представленного Украиной, согласно которому предлагается провести мониторинг прав человека на Крымском полуострове. В пользу принятия резолюции проголосовали 73 страны, а в числе проголосовавших против оказались Армения, Россия, Беларусь, Казахстан, Китай, Сербия, Куба и др. Позиция последних стран, в особенности голосование некоторых постсоветских стран вызвало недовольство Киева. В Верховной Раде Украины депутаты озвучили критику также и в адрес Армении – грозя ухудшением дипломатических отношений.
Как это событие повлияет на отношения Армении и Украины, которые за последние годы из-за вопроса Крыма переживают упадок?
Отвечая на этот вопрос Первого Информационного, украинский аналитик Сергей Герасимчук выразил мнение, что дипломатические отношения между двумя странами еще больше ухудшатся, так ка вопрос Крыма имеет для Киева принципиальное значение. Напомним, что в настоящее время у Украины нет посла в Армении. В Армении в настоящее время Украину представляет временный поверенный в делах Украины в Армении Вадим Пихуля. Сергей Герасимчук в свою очередь констатирует: этот факт сам по себе является сигналом официальному Еревану.
– Господин Герасимчук, как Вы прокомментируете этот вопрос в целом, и какие последствия могут иметь эти развития на армяно-украинские отношения?
– Голосование, о котором вы говорите, в первую очередь нанесло вред украино-белорусским отношениям, я привожу этот пример, потому что это важный пример. Когда Беларусь попыталась заблокировать голосование, а потом проголосовала против украинской резолюции, то уже накануне я слышал реакцию предстателя комитета Верховного совета по иностранным делам, которая сказала, что если Беларусь проголосует точно так же и на Генеральной ассамблее, то комитет поднимет вопрос о том, что Беларусь не является походящей площадкой для обсуждения украино-российских отношений, потому что Беларусь поступает как союзник Российской Федерации.
Ситуация с Арменией: развития будут аналогичными, потому официальный Киев очень нервно воспринимает любые голосования, которые либо осуществляются под влиянием России, либо ставят под сомнение территориальную целостность Украины, и соответственно реагирует. Поэтому я думаю, что с одной стороны можно объяснить позицию Армении зависимостью от России, либо давлением на Армению со стороны России, но будем откровенны – Армения не единственная страна, которая пребывает под таким давлением, по крайней мере, если бы страна воздержалась, это бы говорило о том, что она ищет компромисс между Россией и Украиной. А поскольку голосование было достаточно откровенным и было против, то безусловно, это вряд ли является позитивным вкладом в развитие двухсторонних отношений Украины и Армении.
Еще один пример: не так давно новоизбранный президент Молдовы говорил о том, что Крым является де-факто российским. Это моментально привело к отзыву украинского посла в Республики Молдова для консультаций.
Думаю, что эти два примера с Беларусью и с Республикой Молдова должны послужить индикатором для армянской стороны. Если она хочет такое развитие событий, то может продолжать свою политику в данном вопросе.
– Вы говорили об одном компоненте в рамках этой проблемы, то есть в Украине, как я понимаю, смотрят на этот вопрос в основном в контексте геополитических вопросов или геополитических ориентаций. Но в этом контексте есть и другой фактор, который может быть важнее, чем первая причина – это совершенно противоположные позиции двух стран в вопросе двух основополагающих принципов международного права: Армения в своем конфликте защищает принцип права народов на самоопределение, а Украина – принцип территориальной целостности и исходя из своих подходов, соответственно защищает позицию Азербайджана в Карабахском конфликте и голосует против Армении. В этом смысле, Вы не согласны, что голосование Армении в каком-то смысле было естественным и понятным?
– Принцип взаимности, конечно, всегда имел влияние на международные отношения. В данном случае мы тоже можем апеллировать к принципу взаимности. Тот факт, что Украина не поддерживает голосование Армении, ведет к тому, что Армения не поддерживает голосование Украины. Единственное, на чем я хотел сказать, это то, что в нашей ситуации тренд такой, что последствия на дипломатическом уровне буду ужесточатся. Я не говорю о том, насколько это правильно или неправильно. По тому, как голосуют, я просто наблюдаю тренд: украинская сторона будет более жестко реагировать на это.
– То есть, дипломатические отношения могут быть еще больше понижены? Потому что сейчас, например, в Армении нет посла Украины, вместо него – временный поверенный в делах Украины. Его зовут Вадим Пихуля. А сейчас что может быть?
– Отсутствие посла само по себе является сигналом, и я не исключаю, что такое назначение может быть отложено. Да, Украина использует это, как сигнал армянской стороне, и безусловно, мы можем просто оказаться в ситуации статус-кво, когда дипломатическое представительство будет оставаться пониженным до того момента, пока стороны не найдут какие-то компромиссные варианты.