Внутренняя повестка в стране подогревалась освобождением активиста и правозащитника Ильгара Мамедова. В это же время доминантой внешней политики стал первый визит канцлера Германии Ангелы Меркель в Азербайджан. На протяжении августа экономика страны переживала достаточно стабильный период.
Внутренняя политика: Условная свобода спустя пять лет
Ильгар Мамедов, азербайджанский активист и защитник прав человека, был освобожден после пяти лет лишения свободы. Европейский суд по правам человека охарактеризовал его арест как «неоправданное ограничение свободы». Мамедов был лидером группы REAL («Республиканская альтернатива») и был арестован в феврале 2013 года, вскоре после демонcтраций против лидера провинции. Тогда Европейский суд предложил правительству оштрафовать задержанного активиста на $30000 вместо тюремного заключения. Однако данная рекомендация была оставлена без внимания. «Дело Ильгара Мамедова стало символом несправедливости и жестоких репрессий», − заявила Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии. 13 августа срок лишения свободы Мамедова сократили на два года, которые еще остались до конца наказания. Однако правозащитник был освобожден с условием двухгодичного периода домашнего ареста, во время которого он не может покидать страну. «Я не доволен решением суда. Это не полная, а лишь частичная победа», − заявил Ильгар Мамедов журналистам вскоре после того, как покинул Шекинский апелляционный суд. В своем заявлении пресс-атташе ЕС заявил, что Европейский Союз ожидает безоговорочного освобождения и будет продолжать переговоры с Азербайджаном по вопросам демократии и соблюдения прав человека. Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд выразил свое одобрение касательно данного события и заявил: «Мы не можем допустить политических заключенных в Европе, невинные люди не должны лишаться свободы и решения Европейского суда по правам человека должны быть соблюдены». Освобождение Мамедова прямо перед визитом канцлера Германии Ангелы Меркель наталкивает на выводы, что правительство попыталось предотвратить возможную критику касательно политзаключенных в стране.
Экономика: Обновленные прогнозы
Правительство Азербайджана обновило свои прогнозы роста ВВП. Ранее ожидался рост ВВП на 1,5% в 2018 году и 1,4% в 2019-м. После того, как президент одобрил «Среднесрочную и долгосрочную стратегию по управлению государственным долгом», данные прогнозы выросли до 2% и 3,1% соответственно. Это увеличение стало возможным, согласно экспертам аналитической группы Focus Economics, за счёт «роста цен на нефть, восстановления промышленного производства и большего внутреннего спроса» .
Внешняя политика: Первый визит Меркель
Канцлер Германии Ангела Меркель посетила Кавказ с трхдневным визитом. 23 августа она побывала в Грузии, а 24 – в Армении. Затем Меркель провела переговоры с президентом Ильхамом Алиевым и представителями гражданского общества Азербайджана, а 25 августа посетила Аллею шахидов в последней точке своего визита, Баку. Так как Германия является одной из доминирующих стран Европейского Союза, за визитом Меркель пристально следили как иностранные аналитики, так и западные средства массовой информации. Депутат Бундестага Альберт Вайлер, который должен был находиться в составе делегации Меркель во время ее визита на Южный Кавказ, не смог получить разрешение на въезд в страну, так как он посещал Нагорный Карабах в 2014 и 2016 годах. «Позиция Азербайджана вызывает огорчение, так как она не способствует ведению диалога по вопросу конфликта в Нагорном Карабахе», − заявил Стефан Зайберт, официальный представитель немецкого Кабинета Министров.
После того, как президент США Дональд Трамп осудил чрезмерную зависимость от поставок российского газа, главным лейтмотивом визита Меркель в Азербайджан стало обсуждение событий в Южном коридоре, согласно мнениям некоторых экспертов. Несмотря на то, что Германия остается верной своим обязательствам касательно газопровода «Северный поток − 2», который увеличит экспортные возможности российского газа в Европу до 110 млрд кубометров, Меркель кажется заинтересованной в поиске альтернативных и более доступных источников газа.
«У нас большой интерес в дальнейшем развитии Южного коридора», − заявила высокопоставленный немецкий чиновник. Она также добавила, что этот интерес не связан напрямую со снижением зависимости от российских рынков газа, однако является частью стратегии диверсификации ЕС. Ожидается, что возможности проекта «Шах-Дениз−2» достигнут около 16 млрд кубометров газа, начиная с 2020 года. Газопровод сможет поставлять газ в Турцию, Грузию и Европу.
Во время переговоров с Алиевым Меркель подчеркнула, что Германия готова стать медиатором для разрешения длительного конфликта в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и Арменией. «Германия стремится помочь в мирном разрешении конфликта», − заявила канцлер, описывая основную проблему региона. Меркель сделала акцент на возможном усилении экономического и политического сотрудничества между Германией и Азербайджаном, охарактеризовав Азербайджан как самого важного торгового партнера в регионе. «Мы ценим открытие железной дороги Баку − Тбилиси − Карс в Азербайджане», − заявила Меркель и добавила, что это улучшит торговые отношения между Азербайджаном и Европой. Она также отметила различные бизнес-возможности для сотрудничества в обеих странах в таких сферах: строительство, туризм, сельское хозяйство, а также дигитализация и образование. Установление взаимовыгодных отношений со странами-членами ЕС является одним из основных направлений внешней политики Азербайджана и «наша страна заинтересована в дальнейшем расширении сотрудничества с Германией», − подчеркнул Вугар Рахимзаде, член Политического союза Новой партии Азербайджана. Затем Ангела Меркель провела пресс-конференцию с активистами гражданского общества Азербайджана. Главными вопросами на повестке стали проблемы: права человека, политзаключенные и коррупция в стране. Тургут Гамбар, участник движения NIDA, отметил, что канцлер Германии «осведомлена о проблемах в стране». Оппозиционные партии и гражданское общество ожидали, что канцлер также поднимет вопросы свободы слова и потребует освобождения задержанных журналистов, однако их ожидания не оправдались.
Немецкие средства массовой информации описали визит Меркель на Кавказ как «сигнал для президента России Владимира Путина» и попытку показать, что Европа не желает, чтобы Россия «свободно распоряжалась на своём заднем дворе».