Задержания журналистов и обыски редакций в августе наделали в Беларуси много шума. Экономика демонстрировала заметное снижение темпов роста. А внешняя политика вновь вращалась вокруг переговоров с Москвой.
Внутренняя политика: «дело журналистов»
Информационное пространство Беларуси в августе взорвала новость о задержании журналистов независимых интернет-изданий «TUT.by» и «БелаПАН», а также обысках в редакциях этих и двух государственных СМИ. Поводом послужил якобы несанкционированный доступ к платной закрытой ленте новостей государственного «Белорусского телеграфного агентства». С 7 по 9 августа через задержания и допросы прошли два десятка журналистов. 9 августа большинство из них были освобождены из-под стражи, но уголовные дела в отношении них закрыты не были. При этом главную роль в ходе «дела журналистов» играют не столько задержания, сколько обыски, изъятия носителей информации со всей находящей на них документацией, включая бухгалтерию, внутреннюю переписку, переписку с клиентами и так далее.
Очевидно, в данном массиве информации не составит труда найти тот или иной компромат, чреватый более серьезными обвинениями, препятствиями в работе редакций и дополнительным давлением. Такой подход власти выбрали, несмотря на вполне предсказуемый негативный международный резонанс и дальнейший подрыв доверия общества к государству. Соответственно, задача – достичь скорейшего результата уже в краткосрочной перспективе и ужесточить «контроль» над независимыми информационными потоками в преддверии и во время парламентской и президентской кампаний в Беларуси в 2019–2020 годах.
Переформатирование правительства
Переключила внимание общественности поездка Александра Лукашенко по восточным регионам страны и критика работы правительства, прежде всего в экономической сфере. Лукашенко также акцентировал внимание на втором направлении – обеспечении независимости Беларуси. При этом президент подверг резкой критике тех, кто считает необходимым войти в состав России, и заявил, что Беларусь никогда не будет вассалом ни одной страны. В результате премьер-министр Андрей Кобяков, ряд вице-премьеров и несколько министров ушли в отставку, а правителство было переформатировано.. Налицо очередная попытка мобилизации государственного аппарата и ужесточения требований без предложения каких-либо новых решений и стратегических ходов, которые могли бы принести положительный результат.
Детальнее о новом составе правительства и его повестке дня – в аналитечком материале этого номера.
Экономика: замедление роста
На протяжении 2018 года белорусская экономика постепенно замедлялась, прежде всего, в связи с ухудшением условий торговли с Российской Федерацией. По данным Евразийского банка развития, в июне 2018 года реальный ВВП в Беларуси увеличился лишь на 3,6% по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года. Как отмечают аналитики, реальный сектор завершил первое полугодие с худшими показателями за 16 месяцев.
Важной и тревожной тенденцией второго квартала 2018 года стал начавшийся отток капитала. Чистое привлечение прямых иностранных инвестиций во втором квартале 2018 года составило минус $11,7 млн. И это оказалось худшим результатом за последние пять лет.
Чистый отток инвестиций во втором квартале наблюдался в банковском секторе ($37,2 млн на чистой основе). Однако главным источником бегства капитала был IT-сектор, выведший из страны $91,2 млн.
Положительные данные пришли по динамике золотовалютных резервов в июле 2018 года. ЗВР Беларуси выросли после двух месяцев падения, увеличившись на $198,8 млн, и снова превысили $7 млрд. На этом фоне пока сохраняется динамичный рост реальных доходов населения. Данный показатель в первом полугодии вырос на 7,6%. Реальные зарплаты, которые рассчитываются с учетом инфляции, в первом полугодии выросли на 13% к аналогичному периоду 2017-го.
При этом инфляция оставалась на низком уровне.
Внешняя политика: Москва повышает ставки
Россия продолжает давить на Минск − экономически и информационно.
По данным информационного агентства Reuters, российские власти угрожают ограничить поставки нефтепродуктов в Беларусь уже с октября. Обвинения строятся на том основании, что российский бюджет несет потери от реэкспорта Беларусью беспошлинных российских нефтепродуктов. Кремль требует вернуть упущенную выгоду и даже заблокировал поставки реэкспортной нефти. Российская сторона также намерена отказать Минску в предоставлении кредитных ресурсов, включая как транши по кредитной программе Евразийского фонда стабилизации и развития ($400 млн), так и государственный кредит на $1 млрд в рамках рефинансирования внешнего государственного долга Беларуси. На фоне внутренних перестановок и новой нефтяной войны Лукашенко предпринял попытку нормализовать отношения с Российской Федерацией, проведя переговоры с Владимиром Путиным в Сочи 22 августа.
По итогам встречи пресс-служба Кремля заявила о том, что переговоры «прошли хорошо», а Путин подписал указ о назначении Михаила Бабича послом в Республике Беларусь, а также специальным представителем президента Российской Федерации по вопросам торгово-экономического сотрудничества с Республикой Беларусь. Кроме того, Бабич сохранил за собой место в Совете Безопасности Российской Федерации.
Комбинация данных позиций свидетельствует о том, что Москва переходит в режим активной работы по белорусскому направлению. При этом новый посол будет выступать в роли «смотрящего» по Беларуси и постоянно докладывать о ситуации лично российскому президенту Владимиру Путину и секретарю Совета Безопасности Николаю Патрушеву. Сам Бабич на встрече с Путиным подчеркнул, что Беларусь является главным геополитическим и военным союзником России, что свидетельствует о приоритетах углубления военно-политической интеграции в рамках Союзного государства.
Через несколько дней после этого белорусский взгляд на итоги переговоров президент Лукашенко озвучил в интервью телеканалу «Беларусь 1». Лукашенко хотел заверить, что ситуация в белорусско-российских отношениях находится под контролем, а многочисленные негативные информационные вбросы последних месяцев не отражают реальность. Показательно, что, по словам Лукашенко, острейшие для белорусской стороны вопросы нефти и кредитов не обсуждались. Либо это действительно так, либо же результат обсуждения был негативным для Минска.
Таким образом, главным итогом встречи можно считать договоренность о проведении еще одной встречи на высшем уровне 21 сентября между президентами в расширенном формате (с участием глав правительств), а также согласие на назначение Михаила Бабича российским послом в Беларусь. Вероятней всего, Минск рассчитывает «обменять» назначение посла на уступки Москвы по другим вопросам, которые и станут повесткой дня для встречи в расширенном формате.