Все внимание Армении в январе было приковано к развитию событий на внутриполитической арене. Основные партии и новые коалиции определились со стратегиями позиционирования, пытаясь максимизировать свои шансы на апрельских парламентских выборах.
Внутренняя политика: Совершенно разные оппозиционные коалиции
В правящей Республиканской партии царит спокойная уверенность – она готовится получить подавляющее большинство мандатов на парламентских выборах, запланированных на апрель. Но недавние события внесли некую неопределенность в этот сценарий. Нынешнее правительство Армении может столкнуться с неожиданным вызовом. Новый политический ландшафт страны бросает тень сомнения на будущий результат выборов и позволяет допустить, что доминирующая Республиканская партия может пострадать от опасно чрезмерной самоуверенности.
Этот новый ландшафт определяют две оппозиционные коалиции. В первую из них, недавно сформированную, входит бывший министр иностранных дел Вартан Осканян, бывший советник президента Виктор Даллакян, и, что важнее, бывший министр обороны Сейран Оганян. Главную ставку в этой коалиции делают как раз на известных и опытных политиков в команде. Уже сами фамилии Осканяна, который около десяти лет занимал пост министра иностранных дел, и Оганяна, который входил в состав правительства до октября 2016 года, придают веса новой попытке бросить вызов Республиканской партии и ее лидеру, действующему президенту Сержу Саркисяну.
Правящая Республиканская партия может столкнуться с неожиданным вызовом на апрельских парламентских выборах
Однако у этой политической группы есть две серьезные проблемы. Во-первых, уже тот факт, что коалицию возглавляют экс должностные лица, можно также назвать и ее основной слабостью. Учитывая серьезное недоверие к власти, в обществе ставят под сомнение оппозиционные взгляды этих трех бывших топ-чиновников. Да и сам прежний опыт работы на высоких постах подпортил их репутацию. Второй проблемой может стать стремление группы объединиться в тактический союз с другой «псевдооппозиционной» силой. Переговоры с олигархом Гагиком Царукяном, лидером партии «Процветающая Армения», который недавно вернулся в армянскую политику, еще больше подрывают коалицию. В этой связи большинство обозревателей считают Царукяна более слабой и покорной фигурой. Политическая поддержка власти с его стороны рассматривается многими как схема, чтобы оттянуть голоса у настоящей оппозиции.
Однако более важной является вторая, недавно сформированная коалиция. Созданная в декабре, эта новая оппозиционная политическая сила объединилась в избирательный блок «Елк» («Выход»). Пытаясь выйти с единым списком кандидатов в противовес правящей Республиканской партии на парламентских выборах, новая коалиция состоит из самых молодых и сильных политических оппозиционных сил, включая партии «Светлая Армения», «Гражданский договор» и более давнюю, устоявшуюся партию «Hanrapetutyun» (Республика).
Экономика: Экономическая перспектива
Помимо политических изменений, еще и экономические проблемы, стоящие перед страной, вынудили правительство Армении отвечать завышенными экономическими прогнозами. В политически удобном месседже правительство утверждает, что рост ВВП в Армении серьезно ускорится – со всего лишь 0,5% в прошлом году до прогнозируемых 3,2%. Такие статистические «желания, выдаваемые за действительность» построены на расчетах армянских властей. И хотя они не обоснованы экономически, зато служат заманчиво положительными предвыборными обещаниями.
Частично для того, чтобы обеспечить хорошие экономические новости в преддверии выборов, премьер Армении Карен Карапетян совершил официальный визит в Москву. Результатом поездки стали обещания России увеличить инвестиции в армянскую экономику и поддержать план Армении по созданию свободной экономической зоны вдоль армяно-иранской границы. Визит также подтолкнул российских представителей выразить поддержку армянским предложениям создать российско-армянский «инвестиционный фонд» для финансирования бизнес-проектов в Армении. Публичный успех визита премьера Армении в Москву (это была его первая официальная заграничная поездка) был предсказуем, поскольку у Карапетяна тесные связи с Кремлем. Премьер жил и работал в России в 2011 – 2016 годах, занимая высшие исполнительные должности в местных дочерних предприятиях российского Газпрома, государственной энергетической корпорации.
Внешняя политика: Россия пытается возобновить контроль
Недавнее заявление о формировании новой «объединенной» армяно-российской группировки войск является новым вызовом для армянского суверенитета и государственности. С одной стороны, сам по себе этот шаг можно рассматривать как достаточно безобидный; он кажется логической составляющей как армяно-российских отношений в секторе безопасности, так и членства Армении в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) под предводительством России. Однако такое развитие событий несет более глубокую опасность и серьезный риск. Точнее, это может быть попыткой Москвы использовать новую «общую» структуру командования не только для большего влияния на реформу сектора обороны Армении, но и, возможно, в качестве механизма для последующего размещения миротворцев в Нагорном Карабахе.
В более широком контексте, этот шаг – лишь последняя реакция России на усугубляющийся кризис в армяно-российских отношениях. Он ложиться в логику предыдущих действий Москвы по восстановлению контроля над Ереваном. Со стороны Еревана кризис в отношениях с Москвой вызван усиливающимся разочарованием не отношениями как таковыми, а неравностью условий данного «стратегического партнерства». Перед лицом чрезмерной зависимости от России в Армении растет беспокойство по поводу асимметричности и недостатка паритета в двусторонних отношениях. Ситуация усугубляется тем, что Россия стала главным поставщиком оружия сопернику Армении Азербайджану. Положение дел ухудшилось в связи с событиями апреля 2016 года. Тогда азербайджанское наступление в Нагорном Карабахе, опирающееся на большой арсенал поставленного Россией оружия, стало самым масштабным вооруженным столкновением с момента достижения перемирия в 1994. Таким образом, поставки Россией оружия в Азербайджан в будущем, несомненно, заметно навредят и без того напряженным армяно-российским отношениям.