Гибель солдата в одной из воинских частей снова заострила внимание на противостоянии между силовыми структурами Беларуси. В то же время напряженные отношения с Россией продолжают влиять как на экономику страны, так и на ее поведение на международной арене.
Внутренняя политика. Противостояние силовиков
Главные политические события октября в Беларуси разворачивались на аппаратном поле. После появления 5 октября новости о смерти солдата срочной службы Александра Коржича в учебном центре подготовки прапорщиков и младших специалистов в городе Печи в публичном пространстве развернулась кампания, направленная на выявление обстоятельств инцидента. Несмотря на то, что эта воинская часть и раньше была печально известна проблемами, связанными с неуставными отношениями, министерство обороны на первом этапе кризиса выбрало стратегию игнорирования обвинений. Ее поддержал и Следственный комитет Беларуси, сразу заявивший о версии самоубийства как основной.
Некоторые обстоятельства ситуации, сложившейся вокруг смерти Коржича, говорили о том, что кампания против министерства обороны Беларуси могла быть проявлением не только общественной инициативы, но и аппаратной атаки. В частности, важную роль в усилении кризисной динамики сыграли несвоевременные заявления представителей Следственного комитета. А петиция за отставку главы оборонного ведомства Андрея Равкова была опубликована 11 октября – точно в момент отсутствия министра и президента в Беларуси – и была подготовлена в высшей степени некачественно. Примечательно, что такое требование выдвинули не оппозиционные политики, которые, по идее, должны быть заинтересованы в накоплении политического капитала, а гомельские правозащитники, чья деятельность обычно направлена на решение конкретных вопросов и проблем.
В разгар кампании, которая наносила серьезный удар по министерству обороны, президент Лукашенко провел совещание с представителями силового блока. На нем глава государства предъявил правоохранительным органам и спецслужбам претензии, связанные как с профессиональной деятельностью, так и с коррупционными проявлениями в их рядах. В результате совещания руководство Оперативно-аналитического центра, которое занимается контролем над электронными коммуникациями, было отстранено от выполнения обязанностей, а министр внутренних дел, как сообщили независимые СМИ, прошел краткосрочную госпитализацию.
Экономика. Назад к будущим реформам?
Негативная динамика в отношениях с Россией и наличие возможностей для дальнейшего углубления отношений с Евросоюзом подталкивает Беларусь к тому, чтобы расширять собственное пространство для маневра, обеспечивая большую экономическую устойчивость. Этот императив толкает Минск к экономическим реформам, от которых белорусские власти временно отказались в середине 2017 года, когда были приостановлены переговоры с Международным валютным фондом. За прошедший год, несмотря на оживление внешней торговли и опережающий рост экспорта, государственный сектор экономики не стал более устойчивым и успешным. Накопленные ранее долговые обязательства непосильны для обслуживания в новых условиях. Так, в октябре новую порцию государственной поддержки получил «Гомсельмаш».
Главным вопросом на повестке дня белорусских властей остается вопрос ликвидации перекрестного субсидирования. Данный шаг требует не только МВФ, но и сама ситуация в белорусской экономике. Однако при решении вопроса власти вынуждены балансировать между интересами экономики и страхом перед недовольством и возможными протестами населения.
Россия требует полного контроля над всеми пересечениями белорусской границы, а также более жёсткого соблюдения белорусской стороной введённых РФ ограничений на въезд для граждан третьих стран
В октябре Александр Лукашенко вынужден был публично корректировать планы правительства по повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По мнению президента, они должны быть синхронизированы с ростом зарплат в экономике. Эта позиция, однако, отражает не только заботу о социально-политической стабильности, но и сохраняющееся недоверие белорусских властей к такому механизму социальной политики, как адресные жилищные субсидии. В ходе совещания по вопросам ЖКХ президент потребовал расширить перечень оснований для применения субсидий на основе выявительного принципа.
Тем временем власти идут на повышение зарплат и пенсий, несмотря на рекордно низкие темпы роста цен в экономике. Параллельно выросли цены на бензин, газ, проезд в общественном транспорте в Минске. Социальное недовольство, очевидно, становится одним из перманентных факторов экономической и политической динамики в Беларуси в обозримой перспективе.
Внешняя политика. Подготовка к новым шокам
Тем временем октябрь был отмечен обострением целого ряда «застарелых» спорных вопросов в белорусско-российских отношениях. Сразу несколько российских должностных лиц, среди которых генпрокурор Юрий Чайка и заместитель министра внутренних дел Александр Горовой , высказались по вопросу белорусско-российской границы. По их мнению, открытая граница якобы способствует притоку в Россию наркотиков, а также снижает уровень безопасности в плане противодействий терроризму. По этой причине не позже мая 2018 года в связи с проведением в России чемпионата мира по футболу российские власти введут временные пункты пограничного контроля на белорусско-российской границе (причем не только на автомобильных дорогах, но и на железнодорожном транспорте). Подобное развитие событий сильно ударит по «серой экономике», связанной с трансграничной предпринимательской деятельностью населения восточных регионов Беларуси. А это будет способствовать резкому росту напряженности в данных регионах.
Предотвратить такое развитие событий Минск может, только согласившись на введение общей миграционной и визовой политики , на что, как заявляют белорусские власти, они готовы пойти. Проблема, однако, в том, что Минск и Москва по-разному понимают этот шаг. Если Беларусь видит в качестве достаточной меры полноценный обмен информацией о выдаваемых визах и видах на жительство, то Россия требует полного контроля над всеми пересечениями белорусской границы, а также более жесткого соблюдения белорусской стороной введенных РФ ограничений на въезд для граждан третьих стран. Такие требования Кремля для Беларуси неприемлемы.
Российская сторона также продолжила давление в вопросе о перенаправлении транзита белорусских нефтепродуктов из литовских и латвийских портов в российские. Ряд высказываний российских участников переговоров создал впечатление «готовности» Минска к серьезным уступкам в данной сфере. Однако имиджевые и международно-политические последствия такого шага вряд ли будут приемлемыми для Беларуси.
Октябрь был также отмечен активизацией действий Москвы на излюбленном поле «торговых войн». На этот раз под прицел российских ведомств попали яблоки, томаты, мясо-молочная продукция, импортируемая из Беларуси. С просьбой к властям защитить рынок от белорусской продукции обратились и российские производители комбайнов.
На этом фоне отношения Беларуси и Евросоюза характеризовались позитивной динамикой. Президент Лукашенко был лично приглашен на саммит Восточного партнерства в Брюсселе 24 ноября, а белорусское правительство обнародовало смелые планы по наращиванию экспорта в страны Европейского союза. Важным и показательным сигналом стали и результаты социологического опроса, показавшие, что белорусы ЕС больше, чем Евразийскому экономическому союзу, в котором состоит Беларусь.