Грузия шаг за шагом снимает карантинные ограничения, однако до возвращения к нормальной жизни еще далеко.
Внутренняя политика
Страсти вокруг Пасхи
«Политика масок», практикуемая правительством Грузии, всё еще успешно противодействует угрозе COVID-19: 593 зараженных, 9 погибших. Это самый низкий показатель в регионе. Хотя некоторые ограничения были сняты к концу апреля, страна всё еще живет в довольно жестких карантинных условиях. С 9 вечера до 6 утра действует комендантский час, всё еще не работает общественный транспорт. Учебные заведения по-прежнему в онлайн-режиме. Однако с 5 мая открываются некоторые предприятия. Кроме того, снят запрет на передвижение легковых автомобилей. Ограничения на въезд и выезд сняты с двух крупных городов − Батуми и Кутаиси. Тбилиси же, хот пока и находится в карантине, но, похоже, тоже скоро откроется.
Очевидно, что политические заявления постепенно меняют температурный режим. Прямой страх перед COVID-19 сменяется страхом социального характера. Политический дискурс перетекает в пространство социальной политики, занятости, компенсаций и экономики, таких как продовольственная безопасность, дальнейшее продвижение местных рынков путем поощрения местного производства, протекционизм в экономике и т.д. Нередко можно услышать и националистическую риторику 1990-х годов, но насколько она обладает потенциалом перерасти в реальную политику, покажет время.
Хотя некоторые ограничения были сняты к концу апреля, страна всё еще живет в довольно жестких карантинных условиях
Своего рода проявлением борьбы за традиционные ценности стало довольно серьезное напряжение, сопровождавшее поставленное церковью условие касательно необходимости празднования Пасхи в присутствии прихожан в период комендантского часа. Один за другим члены правительства публично, на официальном брифинге, заявили, что не намерены идти в церковь в религиозный праздник. Все они сказали, что посмотрят литургию по телевизору. У правительства были очевидные ожидания, что патриархия откажется от присутствия прихожан на торжественном богослужении. Однако церковь уступила лишь частично и призвала прихожан, которые нездоровы, в храм не приходить. Остальная часть компромисса заключалась в том, что в основном оставались открытыми только крупные храмы. Прихожанам было рекомендовано соблюдать социальную дистанцию, использовать маски, прийти в действующие храмы до начала комендантского часа и оставаться там до 6 часов утра. Последнее время с церковью ведется как внешняя, так и внутренняя полемика по разным вопросам, причем она явно перешла в более острую фазу. Правительство же находится перед очевидным вызовом: с одной стороны, от либеральной оппозиции, с другой же − от растущего радикального консерватизма. Нетрудно предсказать, что выборы, которые запланированы этой осенью, пройдут в контексте этой идеологической конфронтации.
Экономика
Постепенно снимают ограничения
По данным Национального статистического управления, в апреле 2020 года, по сравнению с предыдущим месяцем, уровень инфляции в Грузии составил 0,9%, а уровень годовой инфляции достиг 6,9%. Что касается базовой инфляции, то в апреле 2020-го этот показатель составил 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как годовой базовый уровень инфляции (без учета табака) был 4,1%. На этом фоне интересен 6-этапный план правительства, предложенный населению страны. По словам премьер-министра Грузии Георгия Гахария, первый этап начался 27 апреля, а интервал между этапами составит две недели. Кроме того, при осуществлении плана будет учтена эпидемиологическая ситуация в стране. Первая фаза снятия ограничений началась 27 апреля. С соблюдением установленного порядка разрешена следующая деятельность: внутреннее передвижение на легковых автомобилях; работа такси; оптовая и розничная интернет-торговля; служба доставки любого товара; функционирование аграрных рынков открытого типа. В то же время всего на два дня, 27 и 28 апреля, гражданам было разрешено перемещение между закрытыми городами с целью возвращения на место проживания или работы. На втором этапе правительство намерено снять ограничения на строительство; деятельность по надзору за строительством; производство строительных материалов; полноценное функционирование автомоек и автосервисов; ремонт компьютеров, личных и бытовых товаров; функционирование рекреационных зон.
Постепенно, этап за этапом будет открываться остальной бизнес. Вполне возможно, что этапы будут ускорены, а некоторые виды деятельности будут «открыты» быстрее.
Внешняя политика
МИД возвращает грузин домой
Процесс возвращения граждан Грузии на родину продолжается. По последним данным за апрель, грузинские дипломатические миссии оказали помощь 18 646 гражданам. Кроме того, 9 486 граждан организованно вернулись на родину при поддержке грузинского правительства посредством воздушных, сухопутных и морских рейсов, запланированных Координационным советом. Тем не менее, это не все, кто хотел бы вернуться, число таковых гораздо выше. Министерство иностранных дел постоянно объявляет специальные рейсы. Большинство из возвращающихся − это люди, потерявшие работу, а иногда и вовсе оставшиеся без крова. В то же время оппозиция резко раскритиковала правительство за медленные и неэффективные действия в этом направлении. Наиболее острой критикой отличается команда Михаила Саакашвили, лидер которой столкнулся с новой политической реальностью в Украине и может получить должность в украинском правительстве. В правительстве Грузии остались явно недовольны такими действиями стратегического партнера – Украины, которая не учла, что Саакашвили осужден грузинским правосудием. Оппозиция же разгневалась на власти Грузии за того, что они, якобы, ведут себя необдуманно и вместо того, чтобы не мешать ближайшему партнеру, «истерят», как выразился один из оппозиционеров.
Тем временем российские оккупационные силы продолжают бордеризацию оккупированных территорий Грузии, хищение людей, как будто коронавирус стал для них допингом. Хотя в том, что коронавирус является возбудителем оккупационного аппетита для империи, ежедневно убеждаются не только в Грузии, но и в тысячах километров отсюда.
Фото: Несмотря на карантин и комендантский час, Грузинская церковь не отказалась от присутствия прихожан на пасхальном богослужении.