Грузия: Прозападные политические силы теряют сторонников, но вступление в ЕС объявлено «безальтернативным приоритетом»

Лаша Тугуши, Фонд «Либеральная академия Тбилиси»

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Парламентские выборы сформировали для Грузии политические задачи на 2016 год. В их результате в парламент впервые прошла антизападная политическая партия. В то же время  падение курса национальной валюты сильно ударило по репутации правительства. Но стремление вступить в ЕС было официально признано безальтернативным.

 

Внутренняя политика: Главный приз партии — конституционное большинство

В 2016 году вся политическая жизнь Грузии вращалась вокруг парламентских выборов. Вследствие этого 150 членов новоизбранного парламента на его первой сессии 18 ноября сформулировали три ключевых вопроса политической повестки дня:

– Политическая партия «Грузинская мечта», неформальным лидером которой является миллиардер Бидзина Иванишвили, получила конституционное большинство в парламенте, а именно 115 мест из 150, или ¾ от общего количества мест.

– Политическая партия под руководством бывшего президента Михеила Саакашвили оказалась в микроскопическом меньшинстве, и получила только 27 мест.

– Третья политическая партия, известная своим пресловутым консервативным, националистическим дискурсом и антизападной, антитурецкой риторикой, волшебным образом преодолела 5-процентный барьер.

Сразу после оглашения результатов выборов члены партии Саакашвили «Единое национальное движение» разделились на две противостоящие фракции: одна — поддерживающая Саакашвили, другая — восставшая против него. Последняя считает, что гражданин Украины не может сохранять почетный титул президента Грузии. По их мнению, партия осталась без формального лидера. Их фаворит — бывший спикер парламента Давид Бакрадзе .

Напряженность в ранее правящей партии приближается к точке кипения. На вторую половину января назначен партийный съезд, в ходе которого будет принято решение, разделится ли партия на две части. Саакашвили открыто называет своих оппонентов «ненормальными». Раскол, на самом деле, значительно ослабляет партию.

В то же время, прозападный политический спектр по-настоящему сдал свои позиции, две сильные прозападные партии фактически «осиротели». Побежденные Республиканская партия и «Свободные демократы» были брошены своими лидерами. Спикер Республиканской партии парламента уходящего созыва и бывший министр обороны Ираклий Аласания, лидер политического объединения «Свободные демократы», дистанцировались от своих партий. Эти политические харакири от сразу двух прозападных сил крайне настораживают.

Все же несмотря на сформированное в стране общее ощущение нестабильности, которое привело к тому, что антизападные и пророссийские политические силы стали более привлекательными в глазах населения, большинство граждан по-прежнему поддерживает прозападную политику. Такая ситуация явно побуждает правящую элиту прибегнуть к авторитарным, консервативным политическим мерам, несмотря на острую необходимость в реализации незамедлительных и тотальных демократических реформ.

 

Экономика: процесс падения грузинской валюты

Вскоре после победы на парламентских выборах правящая партия «Грузинская мечта» столкнулась с серьезными экономическими проблемами: обменный курс национальной грузинской валюты (лари) достиг нового исторического минимума, вызвав тем самым массовое недовольство.

 

Стало сюрпризом принятие им резолюции, в которой утверждается, что приоритетом внешней политики без каких-либо альтернатив является членство Грузии в ЕС

 

18 декабря 2015 года обменный курс лари по отношению к доллару США составлял 2,3977, а 18 декабря 2016 года — упал до 2,6837. Курс лари в целом снизился примерно на 12 %. Эта перемена стала особенно остро ощущаться с мая, когда обменный курс составлял 2,1459. В начале своей деятельности новый Национальный банк достиг положительной динамики в процессе стабилизации обменного курса лари по отношению к доллару США. Тем не менее, после выборов курс снова начал стремительно падать, достигнув своего предела. В стране, где цены практически на все товары зависят от курса доллара США, этот процесс является болезненным почти для всех граждан и, в свою очередь, подрывает репутацию правительства.

Резкий скачок цен на потребительские товары составил от 20 % до 30 %. Для того, чтобы оживить экономику, правительство объявило о существенном сокращении государственного аппарата, а также о том, что административные расходы в бюджете 2017 года планируется значительно скорректировать.

Ситуацию смягчили несколько положительных показателей:

  • По данным Государственного управления по делам туризма, в 2016 году Грузию посетили 6 350 825 иностранных туристов, что на 7,6 % выше, чем в предыдущем году.
  • По данным Национального агентства вина, Грузия экспортировала 50 миллионов бутылок вина в 53 страны, что на 38 % больше, чем в предыдущем году.

 

Внешняя политика: ожидание безвизового режима для Грузии

Визит в Грузию двух сенаторов США, республиканцев Джона Маккейна и Линдси Грэм, а также  демократа Эми Клобучар в преддверии Нового года стал верным признаком обозначения геополитической границы свободного мира. Их поездка началась в Украине, продолжилась в Грузии и закончилась в странах Балтии.

«Владимир Путин незаконно аннексировал часть Грузии, но однажды Грузия снова станет свободной, единой и независимой», — заявил сенатор Джон Маккейн журналистам в совместном Тренировочном и оценочном центре НАТО и Грузии.

Сейчас основной вектор внешней политики Грузии лежит на страницах грузинских паспортов. Дебаты по вопросу, когда же грузинские граждане получат возможность путешествовать  в Европу без виз, напоминают драматическое чтение шекспировского перифраза: «с визой или без визы, вот в чем вопрос». В СМИ неоднократно сообщалось о том, что Грузия выполнила все обязательства для получения безвизового режима с ЕС, возложенные на нее.

Несмотря на признанный прозападный курс новоизбранного парламента, стало сюрпризом принятие им резолюции, в которой утверждается, что приоритетом внешней политики без каких-либо альтернатив является членство Грузии в ЕС, а также что соглашение об ассоциации между Грузией и Евросоюзом не является конечной целью их двусторонних отношений. Грузия стремится к членству в ЕС в соответствии со статьей 49 договора о Европейском союзе. В 2013 году парламентом была принята схожая резолюция, но так акцент был сделан больше на интеграции, чем на членстве.

А вот касательно второй стороны договоренностей, растет понимание того, что в Европе, которую грузины называют своим домом, рациональность может взять верх над справедливостью.