Украина: Языковые разногласия с «европейскими адвокатами»

Алексей Крысенко, Совет внешней политики «Украинская призма»

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Сентябрь традиционно является началом осенне-зимнего политического сезона и месяцем, определяющим основные тренды окончания политического года. В данном случае сентябрь не стал исключением и обозначил ключевые параметры дальнейшего политического развития: заострение внутриполитической борьбы с угрозой досрочных выборов, усложнение дизайна и стагнацию миротворческого процесса на Донбассе, успехи украинской дипломатии и разногласия «в языковом вопросе» с украинскими адвокатами в ЕС, «политические пожары» и другие.

Внутренняя политика. Избыток эмоций – недостаток рациональности

Лишение украинского гражданства экс-президента Грузии и экс-губернатора Одесской области Михаила Саакашвили в июле, как и ожидалось, стало очередным конфликтогенным фактором в национальной политике.

Неудивительно, что началом политической осени стал «прорыв» через польско-украинскую границу Михаила Саакашвили при поддержке ряда оппозиционных украинских политиков и значительной группы сторонников. Драматургия события продемонстрировала политическую косность нынешней власти и ее неспособность переигрывать Саакашвили в пространстве публично-политических перформансов (а значит, подобные «креативные выходки» оппозиции продолжатся и в будущем).

Сам факт незаконного перехода свидетельствует не столько о слабости украинских государственных институтов, сколько о решимости нынешней оппозиции идти на радикальные меры, в т. ч. на массовые акции неповиновения с целью добиться досрочных парламентских выборов и, как следствие, получить больший контроль над исполнительной властью для передела административной ренты.

Удерживают оппозицию от этого лишь два момента. Первый – незавершенный процесс консолидации ресурсов (незавершенные переговоры об объединении/координации нынешних и будущих усилий среди таких политсил, как «Самопомощь», «Батькивщина» и «Движение новых сил» как наиболее существенных политических оппозиционных сил в национально-демократическом лагере). И второй – отсутствие удобного «политического случая» для начала таких выступлений (именно случай должен поставить президента Петра Порошенко в ситуацию безальтернативности роспуска парламента). Стоит отметить, что лишенными прагматического рационализма действиями власть может создать такой случай уже в ближнесрочной перспективе.

Резонансные события сентября: пожар в детском лагере «Виктория» (Одесская область) и пожар на военном арсенале (пгт. Калиновка, Винницкая область) – на первый взгляд две несвязанные трагедии. Однако гибель трех детей из-за тотальной халатности всех ответственных за безопасность в детском лагере и пожар на крупнейшем военном арсенале страны, нанесший существенный урон обороноспособности Украины, продемонстрировали неизменные качества украинской политики: круговую поруку и отсутствие политической ответственности у элиты. Эти особенности будут продолжать делегитимизировать украинскую власть и работать на ослабление государства.

Экономика. Недостаточные темпы и плохие рейтинги

Несмотря на в целом положительные тенденции экономического развития, Украина остается среди беднейших европейских государств, а существующие темпы экономического роста не позволяют надеяться на существенные социально-экономические сдвиги в ближнесрочной перспективе.

Вместе с тем стоит отметить, что макроэкономические показатели в украинской экономике значительным образом улучшились по сравнению с предыдущим периодом. Так, остаток средств на едином казначейском счете в августе вырос на 17,08 млрд грн. (приблизительно $642,2 млн) или на 38,8%, достигнув исторического максимума в 61,2 млрд грн. (окло $23 млрд), что в 2,6 раза больше показателя годичной давности. Международные золотовалютные резервы Украины сейчас составляют более $18 млрд. На 1 сентября чистые резервы Нацбанка составили $5,43 млрд (чистые международные резервы Национального банка Украины в августе увеличились на 10,5% по сравнению с предыдущим месяцем).

Энергобезопасность

С начала 2017 года транзит газа через Украину составил 61,95 млрд кубометров газа, что на 23,4% больше, чем за аналогичный период 2016 года. В 2017 году  «Укртрансгаз» закачал 7 млрд кубометров газа в газохранилища, что на 71% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Добыча газа в Украине с начала года увеличился на 3% и составила около 13,8 млрд кубометров, в то время как потребление газа с начала года уменьшилось на 0,5% до 17,9 млрд кубометров. Запасы газа в подземных хранилищах достигли 15 млрд кубометров и в сентябре превысили прошлогодний максимум.

Стоит отметить обозначившуюся тенденцию: Украина превращается в страну аграрного экспорта. Агрохолдинги «Кернел» и «Укрлендфарминг» с земельными банками свыше 600 тыс. га вошли в топ-20 крупнейших агрокомпаний мира. Пока промышленное производство в в августе 2017 года по сравнению с июлем этого года выросло на 2,2% (с учетом сезонной корректировки), аграрный сектор демонстрировал динамику на порядок выше.

Неизменными качествами украинской политики остаются наличие круговой поруки и отсутствие фактора политической ответственности в украинской элите

По итогам 2016-2017 маркетингового года Украина экспортировала 2,9 млн тонн соевых бобов, что на 23% выше показателя предыдущего сезона и является рекордом экспортных отгрузок за всю историю наблюдений. Экспорт масличных культур за год вырос почти вдвое: по состоянию на 25 сентября Украина экспортировала 1,32 млн тонн масличных культур. Экспорт рапса также показал положительную динамику роста: 1,2 млн тонн по сравнению с прошлогодними 0,56 млн. Также Украина экспортировала более 10 млн тонн зерновых культур. За данный период на экспорт также пошло 769,3 тыс. тонн сахара – это абсолютный рекорд за годы независимости.

Разнонаправленная динамика в международных экономических рейтингах

Украина заняла 81-е место в Глобальном рейтинге конкурентоспособности, поднявшись за год на четыре позиции. К самым проблематичным факторам, влияющим на конкурентоспособность украинской экономики, эксперты отнесли инфляцию, коррупцию и политическую нестабильность.

В то же время в рейтинге экономической свободы Украина опустилась на 149-е место, расположившись среди 159 стран между Анголой и Ираном, у которых самое худшее состояние экономической свободы в мире. Такая разнонаправленность говорит об отсутствии устойчивой стратегии правительства по либерализации и модернизации экономики.

Контракт месяца

28 сентября Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» совместно с ОАО «Турбоатом» и компанией Westinghouse Electric Sweden AB начала пятилетний проект повышения эффективности и производственной мощности энергоблоков украинских атомных станций. «Энергоатом» и «Турбоатом» подписали программу по поставкам оборудования для атомных электростанций Украины на 2018-2022 гг. на сумму около $100 млн, что позволит создать более пятнадцати тысяч новых рабочих мест.

Внешняя политика. На внешних фронтах без перемен

Несмотря на общее положительное содержание внешней политики Украины, значительных результатов или прорывов в данной сфере нет. Скорее наоборот, неприятным сюрпризом стала реакция «государств-адвокатов» Украины на принятие 5 сентября Верховной Радой нового закона «Об образовании».

Западные соседи Украины, в первую очередь Венгрия и Румыния, выступили категорически против него. В том или ином виде обеспокоенность выразили также Греция, Болгария, Молдова и Польша. В данном случае налицо политизация «языкового вопроса» для оказания давления на внешнюю и внутреннюю политику Украины. Особо хорошо это продемонстрировала Россия, присоединившись к критике с обвинениями украинского государства во «враждебной дерусификации». При этом украинская стратегия выхода из сложившейся ситуации не через эскалацию «языкового противостояния», а через инициативу «европейского аудита» нового закона на соответствие его языковых норм общеевропейским выглядит в целом адекватно.

Важным событием периода также стало участие президента Украины в 72-й Генеральной ассамблее ООН и его участие в заседании Совета безопасности ООН по вопросам миротворчества, на которых он призвал развернуть миротворческую миссию на Донбассе (без участия России, как страны-агрессора). Инициатива была крайне необходима не только из гуманитарных соображений, но и для упреждения развертывания российской модели «замораживания конфликта» на Донбассе через имитацию миротворческой миссии на лини соприкосновения.

21 сентября состоялась встреча Петра Порошенко с президентом США Дональдом Трампом. Она не принесла очевидных практических результатов, но имела важное символическое значение и привела к последующей декларации поддержки именно украинской, а не российской миротворческой инициативы.

Достаточно перспективным выглядит также и рабочий визит президента Порошенко в Канаду, страну с очень последовательной проукраинской оценкой нынешней ситуации на постсоветском пространстве. Среди декларируемых результатов – интерес канадского бизнеса к инвестированию в украинскую экономику и углубление сотрудничества в военной сфере.

Одной из положительных исторических особенностей данного месяца стало то, что с 1 сентября начало действовать в полном объеме соглашение об ассоциации с ЕС. Это открывает дополнительные ресурсы, механизмы и перспективы для развития Украины в европейском направлении.