Результатом летних протестов в Тбилиси стали кадровые изменения в правительстве, которые, впрочем, свели к простой перестановке. Главным вопросом на экономической повестке остается снижение зависимости от России. А встреча с российским министром иностранных дел на полях Генассамблеи ООН стала главной темой во внешней политике.
Внутренняя политика
Смена правительства или только перестановки?
После массовых летних протестов в Тбилиси премьеру Мамуке Бахтадзе пришлось уйти в отставку. Он по-прежнему в команде правящей партии «Грузинская мечта», лидер же партии Бидзина Иванишвили назвал его отставку «уходом в культурной форме».
А вот преемником на этом посту стал Георгий Гахария, ранее − министр внутренних дел, чьей отставки тоже требовала значительная часть общественности из-за разгона акции 20 июня. Гахария – контрверсийная фигура в грузинской политике. Часть общества воспринимает его как героя, спасшего страну от «очередной» революции. Другая же ее часть считает его палачом, разогнавшим мирную демонстрацию перед парламентом, где пострадало много гражданских лиц.
Новый премьер представил парламенту свою команду, в которой изменения коснулись лишь силовых министров. Министром обороны стал бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили, а портфель министра внутренних дел достался начальнику Службы государственной безопасности Вахтангу Гомелаури, которого в свою очередь сменил его первый заместитель Григол Лилуашвили. Многие эксперты открыто заявляют, что в этих перестановках ключевую роль сыграла партия и ее председатель.
Новое правительство являет собой как авангард, так и арьергард для правящей политической силы на предстоящих парламентских выборах 2020 года. Именно ему предстоит взять на себя основной политический удар. «Грузинская мечта» не намерена уступать, особенно экс-президенту Михаилу Саакашвили, который, согласно рейтингам, является второй политической силой в стране.
Между тем лидер основной оппозиционной силы, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о своем намерении приехать в Грузию из Украины. Саакашвили сделал это заявление в эфире нового телеканала «Мтавари» (в переводе с грузинского – «главный»), поспешно запущенного ведущими журналистами и менеджерами, оставившими канал «Рустави−2». На экране вновь появились журналисты, серьезно попортившие нервы правящей команде и ее избирателям. Долгое время они занимали первое место в телевизионных рейтингах. Несмотря на очевидно малый бюджет, «Мтавари» начал привлекать оппозиционных избирателей.
Экономика
Прочь от Москвы!
В последнее время неоднократно говорилось, что для Грузии рискованно цепляться за Россию в сферах экономики и торговли. Необходима диверсификация. «Например, 90% импортируемой пшеницы ввозится из России. Это создает весьма серьезную зависимость», − заявил исполнительный директор Ассоциации импортеров муки Леван Силагава.
«Россия не всегда применяет прямые ограничения, но у нее есть ограничения на качественные показатели, которые приводят к задержке документов и простою транспортных средств, что может отразиться на цене или же просто ограничить ввоз пшеницы», − заявил Силагава в разговоре с информационным агентством «Интерпрессньюс». Подобные проблемы существуют и в других областях, таких как виноградарство. Около двух третей экспорта грузинского вина предназначено для вывоза в Россию.
«Ночь депутата Гаврилова», российского коммуниста, выдворенного из Грузии во время Межпарламентской ассамблеи Православной церкви, и российские авиационные санкции заставили Тбилиси всерьез задуматься о том, как достичь большей диверсификации, дабы защитить местный рынок от ожидаемых серьезных потрясений. Однако реальные шаги пока не предприняты.
Внешняя политика
Первая встреча с российским МИД
В Нью-Йорке, неожиданно для общественности, состоялась встреча министров иностранных дел Грузии Давида Залкалиани и России Сергея Лаврова.
«Встреча между министром иностранных дел Грузии Давидом Залкалиани и министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым, прошедшая 26 сентября в рамках Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, состоялась по нашей инициативе и при нашей поддержке как медиатора между двумя странами», − заявили в МИД Швейцарии.
После войны 2008 года и разрыва дипломатических отношений между двумя странами это первая встреча руководителей иностранных ведомств России и Грузии. Встреча вызвала море вопросов: почему возникла необходимость встречаться один на один без партнеров? какова была цель встречи? о чем шла речь? Грузинская оппозиция жестко раскритиковала министра, вызвав его для дачи разъяснений в парламент. В то же время Лавров подлил масла в огонь, заявив, что встреча состоялась по просьбе грузинской стороны. Хотя позже выяснилось, что встреча была инициирована третьей стороной, заявление Лаврова, несомненно, «подсолило» внутригрузинскую конфронтацию. Залкалиани же пояснил, что в ходе встречи он не выходил за рамки темы «оккупированных территорий». Дискуссии на эту тему не прекращаются.
Реакция Тбилиси удивляет Москву. Пресс-секретарь президента Путина не понимает, почему «одна простая» встреча между Лавровым и Залкалиани вызвала истерию в Тбилиси. Песков еще раз подчеркнул, что они ценят грузинский народ.