Встреча на высшем уровне между президентами Армении и Азербайджана в Женеве ознаменовала важную, однако все еще осторожную попытку возобновить дипломатический процесс в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе. В то же время события в самой Армении, включая отмену отсрочки призыва в армию и запланированное повышение расходов на оборону, еще раз подчеркивают гораздо более взвешенный подход властей. Вместе с тем возросло напряжение из-за стремительного роста цен на ключевые товары потребления и основные продукты питания. Хотя даже эти меры не смогли подкрепить слишком амбициозные и оптимистичные прогнозы армянского правительства по экономическому росту в 2018 году.
Внутренняя политика. Нет отсрочке призыва в армянскую армию
Как и ожидалось, армянский парламент официально отменил временную отсрочку от обязательной двухлетней службы в армии. Отсрочка от призыва в основном предоставлялась молодым людям призывного возраста, обучающимся за счет государства, и служила способом предоставить одаренным студентам возможность получить диплом или закончить последипломное образование и отслужить два года в армии по окончании учебы. Однако решение парламента заменит такую отсрочку на возможность вместо службы в армии пройти военную подготовку во время обучения и отслужить на офицерской должности три года после выпуска из университета.
Оппозиционный блок «Елк» («Выход») выступил против голосования 27 октября, заявив что данное решение только помешает многим студентам стать учеными или научными сотрудниками, но не сможет искоренить общеизвестную практику, когда сыновья и родственники высокопоставленных чиновников и богатых бизнесменов уклоняются от службы в армии. Принятый закон вступит в силу в январе 2021 года и не каснется тех студентов, которые уже воспользовались предоставленной отсрочкой от армии.
Экономика. Цены на основные продукты резко растут, как и затраты на оборону
Граждане Армении ощутили резкий скачок цен на основные продукты питания в начале октября, когда мясо и сливочное масло подорожали более чем на 20% за десять дней. Цены выросли и на другие продукты питания, например, говядина и ягнятина подорожали почти на 25%. Свинина теперь стоит 2,600 драм ($5,40), хотя в августе цена держалась на уровне 1,600-1,800 драм, а сливочное масло, в основном импортируемое из Новой Зеландии – около 4,000 драм за килограмм ($8,27) вместо 2,800 драм. Согласно заявлению антимонопольного регулятора Армении, Государственной комиссии по защите экономической конкуренции (SCPEC), рост цен связан с глобальными тенденциями, хотя в подтверждение этому статистические данные приведены не были.
В то же время, учитывая приоритетность для Армении сферы безопасности, правительство заявило о планах значительно увеличить расходы на оборону в 2018 году. Запланирован рост затрат на 17%, что увеличит сумму бюджета обороны до около $515 млн в следующем году. Эти деньги будут использованы на поставку нового оружия и оборудования, причем в основном уцененного оружия из России.
Иностранный инвестор выходит из проекта по добыче полезных ископаемых
В заявлении от 26 октября экспортно-кредитное агентство Дании (EKF) сообщило об отмене экспортно-кредитной гарантии на инвестиции в $62 млн на второй по величине медный рудник Армении. Это произошло из-за обвинений в несоответствии стандартам по защите окружающей среды, выдвинутых агентством против частного владельца группы компаний «Валлекс».
Датское экспортное кредитное агентство (EKF) отозвало кредитную гарантию на инвестиции в размере $62 млн на второй по величине медный рудник Армении
Медно-молибденовый проект, начатый в 2014 году в Техуте, вызвал протесты групп по защите окружающей среды из-за открытой разработки карьеров, что могло послужить причиной уничтожения сотен гектаров лесов в округе. Проект стоимостью $380 млн по добыче меди и молибдена в основном финансируется российским коммерческим банком ВТБ, продлившим кредитную линию группе компаний «Валлекс», которая включала $62 млн из датского пенсионного фонда. Горная промышленность традиционно составляет около 45% армянского экспорта. Основным источником доходов от экспорта для Армении является медь, молибден и другие цветные металлы, а также их концентраты.
Армения выступает за ядерную энергию
Во второй половине октября президент Армении Серж Саргсян заявил, что страна по-прежнему привержена идее использования ядерной энергии, но ищет пути финансирования строительства нового ядерного объекта для замены устаревшей атомной электростанции, единственной в регионе. Президент подчеркнул важность ядерной электростанции, управляемой россиянами, единственный реактор которой произвел 31% всей электроэнергии страны в 2016 году. Но также он пообещал построить новый объект, несмотря на то, что привлечь инвесторов, готовых предоставить почти $5 млрд на строительствао электростанции, не получилось. Действующий реактор еще советских времен функционирует с 1980 года, однако заявленный срок его эксплуатации в 30 лет уже давно прошел, что вызывает опасения и призывы к его закрытию.
В то же время, согласно новому государственному бюджету на 2018 год, представленному в парламенте 30 октября, правительство Армении улучшило прогнозы по экономическому росту до амбициозных 4,5%, открыто пренебрегая большинством независимых прогнозов, включая прогноз Международного валютного фонда, который видит более скромные цифры: 3,5% в 2017 году и 2,9% в 2018 году.
Предложенный бюджет предполагает $3,1 млрд общих затрат, что составляет рост запланированных расходов правительства в сравнении с 2017 годом на 7,6%.
Внешняя политика. Армянский премьер посещает Иран
Завершая визит на государственном уровне, 10 октября армянский премьер-министр Армении Карен Карапетян встретился с президентом Ирана Хасаном Рухани для завершения переговоров, призванных расширить двустороннюю торговлю и реализовать запланированные проекты в энергетике и транспортной сфере. Переговоры в сфере энергетики были сосредоточены на запланированном строительстве новой линии энергопередач, которая значительно увеличит энергоэкспорт Армении в Иран и улучшит перспективу армянского импорта иранского природного газа. Также была проведена дополнительная дискуссия по поводу планов Армении создать «свободную экономическую зону» вдоль южной границы между Арменией и Ираном и обещаний безпошлинного доступа на российский рынок и рынки других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) под предводительством России. Двусторонняя торговля остается на довольно незначительном уровне со скромным результатом в $173,5 млн за первые восемь месяцев этого года, что составляет менее 5% общей внешней торговли Армении.
Новое соглашение между Арменией и ЕС
После визита в Армению Йоханесса Хана, Еврокоммисара по вопросам расширения и политики добрососедства, ранее в этом месяце как армянские, так и европейские официальные лица выразили оптимизм по поводу нового договора о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве между Армений и ЕС (CEPA) , который может быть готов к подписанию «во время или на полях» саммита Восточного партнерства в Брюсселе 24 ноября. Несмотря на опасения из-за возможной задержки подписания CEPA по техническим причинам, сомнений в том, что соглашение будет подписано до конца года, немного. Новое соглашение, изложенное на почти 350 страницах , призвано углубить политические и экономические связи с ЕС и заменить предыдущее соглашение об ассоциации, которым Армения вынуждена была пожертвовать под российским давлением в 2013 году. В отличие от предыдущего соглашения об ассоциации, полный текст нового соглашения был официально опубликован 16 октября.
Армяно-азербайджанский президентский саммит
16 октября в Женеве состоялась «конструктивная встреча» президентов Армении и Азербайджана, которые пообещали «усилить» миротворческий процесс для мирного разрешения конфликта в Нагорном Карабахе и согласились «снизить градус напряжения» и «способствовать» режиму прекращения огня. Еще более важным является то, что президенты также взяли на себя обязательство принять участие и возглавить «рабочие сессии» на уровне министров в течение следующих месяцев, что должно содействовать ускорению миротворческого процесса. Эта встреча на высшем уровне двух президентов является первой после двух кратких и безрезультативных, состоявшихся в середине 2016 года.