Государства выстраивают экономические отношения между собой и с третьими сторонами без оглядки на других участников этой политики ЕС. Но в перспективе особенно интересной данная площадка может стать для запуска диалога между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом. Таковы выводы международного экспертного круглого стола EaP Think Bridge, который прошел 27 ноября в Минске.
Именно на сосуществовании интеграционных инициатив ЕС и России и сосредоточились во время обсуждения. Ведь фактически страны Восточного партнерства разделились на два лагеря. С одной стороны — Грузия, Украина и Молдова, подписанты Соглашений об ассоциации с Евросоюзом, уже пользуются выгодами зоны свободной торговли. В то время как Армения и Беларусь — члены Евразийского экономического союза под предводительством Российской Федерации, что, впрочем, не мешает им искать пути выхода на европейские рынки.
«Почему Евросоюз должен говорить с Евразийским экономическим союзом? Сейчас Запад и Россия в тупике. И я совершенно уверен, что этот тупик не выгоден ни для одной из сторон: ни для Запада, ни для России, и определенно ни для тех стран Восточного партнерства, которые находятся между этими двумя блоками», — отметил, открывая дискуссию, Николаос Гавалакис, директор Бюро Регионального проекта «Диалог Восточной Европы» Фонда Фридриха Эберта.
«Переговоры между ЕС и ЕЭС только начинаются. И подобные прагматичные диалоги будут, это начало технического сопряжения — не политического или идеологического, но технического. Для Беларуси этот процесс очень важен», — продолжила Роза Турарбекова, доцент Белорусского государственного университета.
После подписания на Брюссельском саммите Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС Армения может стать связующим звеном между двумя полюсами. И за этим опытом сейчас внимательно наблюдает Беларусь.
Сравнивать ЕС и ЕАЭС — все равно, что сравнивать «Жигули» и «Мерседес»
«Восточное партнерство становится все более «восточным» и все с большим акцентом на партнерстве. Такие страны, как Армения, становятся важными субъектами, фактически мостами для сотрудничества ЕС и ЕАЭС», — считает Ричард Гирагосян, директор Центра региональных исследований (Армения).
Хотя эксперты признают, выгоды от сотрудничества с ЕС и членства в ЕАЭС несравнимы, не говоря уже о политической и идеологической составляющей партнерства.
«Сравнивать ЕС и ЕАЭС — все равно, что сравнивать «Жигули» и «Мерседес». Оба транспортных средства едут, но они разные. Хотя «Жигули» и более привычный для граждан Молдовы транспорт, но «Мерседес» не надо чинить по два раза в год. Хотя проблема Молдовы — не только выбрать авто, но и научиться ездить», — уверен Дану Марин, эксперт Ассоциации внешней политики Молдовы.
И хотя пока статистика не показывает существенных сдвигов в экономических показателях Молдовы, Украины и Грузии после вступления в силу зоны свободной торговли, но позитивные изменения в странах заметны.
«Зона свободной торговли — это не о торговле. Это, в первую очередь, о тех внутренних преобразованиях, которые должны произойти в странах-подписантах Соглашения об ассоциации. А само Соглашение — это не о выгодах, а, прежде всего, об обязанностях», — акцентировал Юрий Вдовенко из Совета внешней политики «Украинская призма» (Украина).
Во время визита в Минск эксперты инициативы EaP Think Bridge обсудили и возможности для сотрудничества гражданских обществ стран региона с членами Белорусской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства. А также подвели итоги Брюссельского саммита ВсП со студентами факультета международных отношений Белорусского государственного университета.