На внутреннем уровне октябрь был отмечен очередным спорным прецедентом, возникшим после решения Конституционного суда в отношении институционального блокирования между президентом и правительством и парламентом. Дебаты во внешней политике сосредоточились на потенциальных результатах саммита Восточного партнерства, также Молдова горячо обсуждалась и в Европейском парламенте. Более того, молдавское правительство получило предупреждение о приостановке финансовых выплат в определенных сферах из-за недостаточной приверженности программе реформ.
Внутренняя политика. И вновь удар от Конституционного суда
Недавно назначенный министром обороны Евгений Стурза принял присягу 24 октября после нескольких публичных и институциональных преткновений между президентом Игорем Додоном и спикером парламента Адрианом Канду. Несмотря на то, что премьер-министр дважды предлагал кандидатуру Стурзы, Додон отказался номинировать этого кандидата. Разрешить ситуацию могло только решение Конституционного суда, который признал вето президента серьезым нарушением: обязательства главы государства в этом вопросе , согласно Конституции, сводятся лишь к праву на проверку кандидата на соответствие.Таким образом президент Додон был отстранен от решения данного вопроса. Его обязанности исполнил спикер парламента.
Назначение министра обороны диктовалось в большей степени политической борьбой между Демократической партией и Партией социалистов, чем необходимостью назначить на пост главы министерства обороны сильную фигуру
Реакция президента не заставила себя ждать. Додон заявил, что у Конституционного суда недостаточно полномочий, чтобы устанавливать новые конституционные нормы. В итоге назначение министра обороны в связи с будущими парламентскими выборами 2018 года диктовалось в большей степени политической борьбой между Демократической партией и Партией социалистов, чем необходимостью назначить на пост главы министерства обороны сильную фигуру, обладающую стратегической ценностью для обороны страны.
Внешняя политика. Дебаты о Молдове в Европейском парламенте
В начале октября члены Европейского парламента подытожили степень прогресса правительства Молдовы в рамках имплементации Соглашения об ассоциации. Обсуждались две резолюции по Молдове, предложенные европейскими социалистами и Европейской народной партией (ЕНП). Европейские социалисты в основном ссылались на необходимость свести к минимуму внутренние политические трения между основными политическими актерами Молдовы, в то время как ЕНП акцентировала внимание на падении демократических стандартов в Молдове, что подтверждается изменением избирательной системы , несмотря на негативные выводы Венецианской комиссии. Некоторые евродепутаты ссылались на недостатки в области верховенства закона и независимого правосудия (зависимость правовой системы, отсутствие готовности вернуть украденные из банковской системы средства, ограничения свободы медиа и свободы слова) как главные условия предоставления кредита, которые должны быть выполнены для продолжения выплат. Однако другие члены Европейского парламента отметили также геополитические вызовы, а именно российский фактор, который следует принять во внимание в диалоге Молдова-ЕС.
25-26 октября этот мэсседж вновь прозвучал в Страсбурге на заседании Парламентского комитета по ассоциации Молдова-ЕС. Молдове также были предъявлены требования продолжить повестку реформирования, включая борьбу с коррупцией на высшем уровне. Кроме того, Молдове придется закончить реформу правосудия и предотвратить поляризацию общества в год парламентских выборов.
Оба события произошли за несколько недель до саммита Восточного партнерства, который состоится в Брюсселе 24 ноября.
Экономика. От слов к действиям
После дискуссий в Европейском парламенте ЕС урезал последний финансовый транш по программе реформирования системы правосудия (в размере 28 млн евро) из-за недостаточно ответственного подхода молдавских властей в 2014 и 2015 годах. Евросоюз также поставил на паузу выплату бюджетного финансирования в еще четырех областях, тем самым акцентируя смену подхода. Как отметил Еврокоммисар Хан, ЕС поддерживает народ Молдовы, а не ее правительство.