Грузия: Местное восхождение «Грузинской мечты»

Лаша Тугуши, Фонд «Либеральная академия Тбилиси» (Грузия, Тбилиси)

Підписатись на новини "Української призми"

Скачать PDF

Результаты октябрьских местных выборов показали слабость смешанной избирательной системы для грузинских реалий, фактически закрепив монополию одной партии на власть в регионах и запустив президентскую избирательную компанию. В то же время в мировых экономических рейтингах Грузия снова улучшила свои позиции. А на международной арене укрепляет отношения с европейскими партнерами.

Внутренняя политика. Монополия на власть на местах

Партия «Грузинская мечта» одержала внушительную победу на выборах органов местного самоуправления в октябре, выиграв практически во всех округах как по пропорциональному, так и по мажоритарному принципам. В местные представительские органы – Сакребуло – по пропорциональному принципу прошли 4 партии : «Грузинская мечта», вышедшая на первое место с 53,15% голосов, партия Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД) с 17,66% голосов, отколовшаяся от ЕНД партия «Европейская Грузия» с 9,18% голосов и анти-натовски настроенный «Альянс патриотов» с 5,62% голосов. Остальные двенадцать партий и избирательных блоков не смогли преодолеть 4% избирательный барьер и остались за бортом.

Центральная избирательная комиссия назначила на 12 ноября второй тур выборов в самоуправляемом городе Кутаиси и самоуправляемых общинах Казбеги, Хашури, Боржоми, Озургети и Мартвили. Главным трофеем стала столица – Тбилиси.

Основной интригой мог бы стать переход во второй тур занявшего второе место в гонке лидеров независимого кандидата Александра Элисашвили. Известный прямотой высказываний любимчик тбилисцев и бывший журналист набрал 17,48% голосов, одолев сильные партийные машины за исключением «Грузинской мечты» и ее фаворита Кахи Каладзе. В случае выхода во второй тур Элисашвили, вероятно, смог бы мобилизовать сторонников остальных партий в свою поддержку. Но Каладзе при внушительной финансовой, партийной и административной поддержке одержал победу в первом же туре, набрав 51,09% голосов.

Выборы органов местного самоуправления еще раз показали пагубность смешанной избирательной системы для грузинской реальности

Формула «все против одного» уже апробирована. Пересмотренная Конституция, которую тремя чтениями в октябре принял парламент, стала примером аналогичной политической борьбы с той лишь разницей, что к партиям добавилось гражданское общество и президент Грузии. Однако и эту битву выиграла «Грузинская мечта», приняв Конституцию и тем самым поборов все препятствия.

Выборы органов местного самоуправления еще раз показали пагубность смешанной избирательной системы для грузинской реальности. В Тбилиси «Грузинской мечте» досталось 15 мест по пропорциональному принципу, остальным же трем партиям – 10 мест в целом. Во всех 25 мажоритарных округах также победила «Грузинская мечта». В конечном итоге вышло, что сорок мест из пятидесяти досталось одной партии, а трем другим – всего лишь десять.

Такой результат еще больше обострил ощущение, что предусмотренный Конституцией полный переход на пропорциональную систему не с 2020, а 2024 года – не что иное, как попытка правящей силы сохранить власть еще на четыре года.

Несмотря на то, что второй тур выборов еще не состоялся, уже началась подготовка к предстоящим президентским выборам. Согласно новой Конституции, следующий президент будет последним правителем страны, избранным прямым голосованием.

Экономика. Рейтинги улучшились

В рейтинге ведения бизнеса (рейтинг «Лучшие европейские страны для ведения бизнеса-2017», подготовленный независимой неправительственной организацией European Chamber) Грузия поднялась вверх на 7 ступеней, перейдя с 16-го на 9-ое место, что является рекордным показателем.

Оптимистично звучало заявление главы правительства: «Грузия вошла в первую десятку в плане легкости ведения бизнеса. Мы понимаем, что это в одночасье не отразится на населении, однако очень важно чтобы граждане знали о будущих перспективах».

Еще заметнее улучшился рейтинг простоты регистрации бизнеса, согласно которому Грузия перешла с 8-го на 4-ое место, а в плане разрешения неплатежеспособности – с 106-го на 57-е, что обусловлено реформой системы исполнения наказаний.

В то же время серьезным вызовом для сельского хозяйства западной Грузии стало небольшое насекомое, задавшее большую головоломку как фермерам, так и чиновникам. Азиатский щитник  – это вид клопа, который повреждает почти все виды агрокультур: ягоды, фрукты, овощи. Впервые он был зафиксирован в Самегрело в 2015 году. Вредитель нанес особый урон орехам, кукурузе, сое, туте и овощам, кроме того, это насекомое является переносчиком заболеваний.

По данным министерства сельского хозяйства, была создана научно-консультативная группа по борьбе с вредителями, которая должна изучить вопрос возможного ввоза биологического врага, азиатского щитника, а также ознакомиться с опытом других стран в данном направлении и применить его к условиям Грузии. В 2018 году министерство сельского хозяйства потратит 14 миллионов лари для борьбы с азиатским щитником.

Внешняя политика. Без ЕС, но с Великобританией

«Как я, а также премьер-министр Тереза Мэй не раз говорили, мы, возможно, покидаем Евросоюз, но не покидаем Европу. И мы рассматриваем евроатлантическое стремление Грузии как одну из амбиций нашей внешней политики», – заявил государственный секретарь Соединенного Королевства Борис Джонсон в ходе встречи с вице-премьер-министром и министром иностранных дел Грузии Михаилом Джанелидзе в Лондоне.

Великобритания всегда была солидным партнером Грузии. По словам Бориса Джонсона, она заинтересована в развитии сотрудничества с Грузией во многих направлениях, и в скором времени он посетит ее с визитом. Также он считает, что для европейского континента важно усиление обороноспособности и безопасности Грузии.

Со своей стороны вице-премьер Грузии подчеркнул значение последующего развития партнерских и дружеских отношений с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и отметил, что Грузия заинтересована после Брексита развивать в двухстороннем правовом формате соглашения, в том числе с точки зрения свободной торговли.